Начало
 
 


Инструментальные эффекты

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Гитарные педали Akai

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
июнь 2000

Новое имя на рынке гитарного оборудования.

Гитарный мир, по большому счету, консервативен. Хорошо это или плохо? С одной стороны, гитаристы реже других музыкантов отвлекаются от своего непосредственного занятия на погоню за битами и килогерцами. С другой стороны, гитарное оборудование нередко оказывается обделенным вниманием производителей, обладающих внушительным потенциалом.

Новые имена на рынке гитарного оборудования все-таки появляются. На этот раз в их ряды вторглась японская фирма Akai, производящая знаменитые семплеры, давно ставшие стандартом среди подобных устройств.

Общие впечатления

Одежка, по которой принято встречать, в данном случае произвела весьма благоприятное впечатление. Педали бережно завернуты и упакованы в красочные коробки. Все педали (за исключением тюнера) имеют крупные массивные металлические корпуса. Их солидные металлические кнопки и педальные контроллеры производят впечатление надежных и, очевидно, не боятся тяжелой обуви.

Кроме самой педали, в коробке можно найти инструкцию пользователя, наклейки с надписями "AKAI Professional" и "Nineteen Ninetyseven", цветной буклет по гитарной продукции Akai, а также инструкцию по технике безопасности со схемой заземления мачт антенн на крышах зданий. Можно предположить, что надпись "Nineteen Ninetyseven" указывает на то, что все из рассматриваемых устройств, за исключением Unibass, были разработаны в 1997 году. При взгляде на забавную картинку с антеннами возникает вопрос: не встроен ли в какую-нибудь из педалей радиоприемник? Но ни радиоприемника, ни, тем более, телевизора среди педалей обнаружить не удалось... Зато в комплекте с некоторыми поставляется девятивольтовый адаптер питания, так как они потребляют довольно большой ток, вследствие чего не могут полноценно питаться от одной батарейки типа 006P/ 6F22/ 6LR61 (то есть "крона"). Этот адаптер имеет достаточно длинные кабели (сетевой и выходной), что, во-первых, позволяет не загромождать сетевые розетки адаптерами, а во-вторых, упрощает размещение педали.

Приятное впечатление оставляет удобный отсек для батарейки (разумеется, там, где он вообще есть) с неподвижно закрепленными клеммами, избавляющий от необходимости возиться с обычным в таких случаях проводком.

Тестирование

В процессе прослушивания и испытания принимало участие несколько гитаристов, играющих в самых различных стилях (от блюза до Death Metal). Арсенал гитар и усилителей, участвовавших в мероприятии, тоже был весьма разнообразен. Пожалуй, самым именитым среди усилителей был легендарный VOX AC 30, а среди гитар - старый Gibson LPS. Кроме того, среди использовавшихся гитар были Ibanez RG 550, Jackson Kelly и "самопальный" инструмент.

Помимо традиционных функций, немалый интерес вызвали интерактивные возможности некоторых педалей. Как выяснилось, эта интерактивность заключается в зависящем от уровня входного сигнала (а, следовательно, и от динамики исполнения) изменении одного из параметров. Несмотря на столь примитивную реализацию интерактивности, попытки дополнительно оживить звучание гитарных педалей и расширить их возможности очень радуют.

При тестировании прилагались усилия, направленные на исключение необоснованных выводов и неаргументированных суждений. Учитывалось, например, что исполнитель иногда может дать негативную оценку в общем-то неплохому устройству только из-за того, что его (устройства) звучание не соответствует любимому музыкальному стилю исполнителя, или из-за непривычного ощущения при игре. В ходе испытания были собраны все "за" и "против", выслушаны все похвалы и нарекания, пресечен ряд конфликтов, угрожавших перерасти в вооруженные, и теперь можно рассказать о каждой педали подробнее.

Shred-O-Matic D 1
Лампово-полупроводниковый (гибридный) овердрайв с интерактивными возможностями и многофункциональным педальным контроллером. В зависимости от положения четырехпозиционного переключателя Drive Mode устройство может производить ламповую или полупроводниковую перегрузку, или работать в одном из двух комбинированных режимов. Комбинированные эффекты являются смесью ламповой и полупроводниковой перегрузок в соотношении, зависящем от уровня входного сигнала. В одном из таких режимов, при котором переключатель находится в положении Smooth Mix, по мере нарастания входного сигнала (которое может быть вызвано изменением динамики игры) происходит плавный переход от теплой, чисто ламповой перегрузки, к более жесткой смеси из лампового и полупроводникового звучаний. Второму типу комбинированной перегрузки соответствует режим Passion Mix. Здесь при увеличении уровня входного сигнала происходит резкий переход от ламповой перегрузки к комбинированной. При переходе эффекта в комбинированный режим светодиодный индикатор питания меняет свой цвет с красного на оранжевый.

Akai D 1 Shred-O-Matic

Устройство также имеет и традиционный набор регуляторов. Степень перегрузки изменяется регулятором Drive, выходная громкость - ручкой Output (кстати, как показали измерения, максимальный выходной уровень сигнала достигает -10 дБ), а тембром управляют с помощью двухполосного эквалайзера (Tone Low/High). Педальный контроллер, в зависимости от положения трехпозиционного переключателя Pedal Assign, может являться педалью громкости (Output Level), управлять уровнем перегрузки (Drive Level) или не действовать вовсе (Off). Эффект включается металлической кнопкой, имеет холодный обход. И, наконец, поскольку для питания используемой лампы (12AU7) обычной батарейки недостаточно, педаль питается от прилагаемого девятивольтового адаптера.

Звучание педали оставляет, в целом, весьма благоприятное впечатление. Несмотря на некоторую склонность к "запиранию" даже при сравнительно небольшом уровне перегрузки, ее звучание имеет "правильную" структуру, характерную для типичного "комбового" овердрайва. В области средних частот эффект имеет ярко выраженную зернистость. Звучание низов несколько ослаблено, благодаря чему педаль прекрасно догружает ламповые гитарные усилители, даже такие аппараты с характером, как, например, VOX AC 30 или Marshall SLP.

Таким образом, при традиционном подходе, когда перегрузку формирует гитарный аппарат в целом (в отличие от ситуации, когда уже вполне законченно звучащий дисторшн включается в усилитель, обладающий достаточно линейной частотной характеристикой), педаль заслуживает очень хорошей оценки. Однако надо отметить, что в настоящее время такого подхода придерживаются далеко не все гитаристы. Несколько большей законченностью звука обладает перегрузка в полупроводниковом режиме, а ламповая, как ей и полагается, обеспечивает хорошую "читаемость" аккордов. Кроме того, перегрузка во всех режимах имеет приличную динамику.

Headrush E 1
Цифровая задержка, способная работать в режиме имитации ленточной задержки, имеет возможность записи лупов. Устройство питается от девятивольтового адаптера, сетевая вилка которого оказалась соответствующей английскому стандарту. Отличная вилка, с надежными контактами и встроенным предохранителем, но, к сожалению, несовместимая ни с одним видом сетевых розеток, применяемых в нашей стране.

Выбор режима (Tape Echo, Normal Delay или Looping Rec) осуществляется трехпозиционным переключателем Mode. Кроме основного выхода Mix, на который поступает смесь прямого и задержанного сигналов, педаль имеет еще четыре дополнительных выхода (джеки Head 1, Head 2, Head 3, Head 4), которые в режиме имитации ленточной задержки Tape Echo имитируют соответствующие выходы воспроизводящих головок, позволяя получить стерео или даже квадрофонический эффект (разумеется, для этого следует использовать несколько усилителей). Кроме того, четыре выхода можно подключать к каналам микшерного пульта и тем самым устанавливать желаемый уровень задержанных сигналов. В обычном режиме задержки (Normal Delay) выходом задержанного сигнала является гнездо Effect (тот же джек, что и выход Head 1). Во всех режимах количество задержанного сигнала, подмешиваемого к прямому на выходе Mix, регулируется ручкой Level, ослабление высоких частот задержки изменяется ручкой Hf Damp, а количество задержанного сигнала, возвращаемого на вход для создания дополнительных повторений, - ручкой Feedback.

Akai E 1 Headrush

В режиме Tape Echo время задержки устанавливается регулятором Time Coarse/Time. "Позиционирование" виртуальных воспроизводящих головок осуществляется регулятором Time Fine/Head Gap. В крайне левом положении этого регулятора задержка между выходными сигналами головок одинакова, что в имитируемом аналоговом ленточном устройстве означало бы равномерное распределение головок по длине ленты. По мере поворота этого регулятора вправо головки "группируются в пары", что находит свое отражение на звуке эффекта в виде группирования отражений по времени, то есть образованию ритмического рисунка отражений. Кроме того, соотношение громкостей головок регулируется ручкой Ratio. Если ручка находится в крайне левом положении, то громкость всех головок одинакова. При повороте ручки вправо громкость уменьшается, причем чем выше номер головки, тем сильнее уменьшается уровень.

В обычном режиме (Normal Delay) время задержки устанавливается ручкой Time Coarse/Time грубо, а ручкой Time Fine/Head Gap - точно. Время задержки, как в обычном режиме, так и в режиме имитации ленточной задержки, может быть задано как интервал времени между двумя нажатиями правой кнопки Tap Tempo, в то время как левая кнопка (On/Off) включает и выключает эффект. Разумеется, что этот интервал не должен превышать максимально возможного времени задержки устройства, равного 23,8 секунды (невероятное значение для педали!). Кстати, светодиодный индикатор темпа задержки мигает постоянно, показывая текущий темп задержки. Благодаря кнопке Tap Tempo существует возможность настройки темпа задержки независимо от того, включен эффект или нет. Следовательно, время задержки можно задавать исподволь, даже не прерывая процесса исполнения.

Как уже упоминалось, педаль позволяет записывать лупы. Кроме того, можно делать многократные наложения. Для того, чтобы записать луп, необходимо установить переключатель Mode в положение Looping Rec и нажать правую кнопку (Rec/Over Dub, та же самая кнопка, что и Tap Tempo). По завершении записи следует нажать левую кнопку (Play/Stop, та же самая кнопка, что и On/Off), после чего немедленно начинается циклическое воспроизведение записанной фразы. Если во время воспроизведения записанного лупа снова нажать правую кнопку, то звук, поступающий на вход устройства, будет наложен на воспроизводимый. Запись прекращается нажатием левой кнопки, и при желании могут быть выполнены повторные наложения. Если во время записи будет еще раз нажата правая кнопка, то весь записанный материал окажется уничтожен.

Замечательная педаль. Но у нее есть один серьезный недостаток: после двух-трех повторений наступает хорошо заметная на слух деградация задержанного сигнала (следует напомнить, что и настоящая ленточная задержка также не может похвастаться качеством звучания). Конечно, при определенном положении регуляторов это удается несколько замаскировать.

Intelliphase P 1
Аналоговый фейзер. Как следует из названия, устройство обладает интеллектуальными или интерактивными возможностями. Педаль может питаться как от батарейки, так и от девятивольтового адаптера. Эффект включается солидной металлической кнопкой и имеет холодный обход. Режим работы выбирается трехпозиционным переключателем Touch Phaser (Hard Touch/ Off/ Soft Touch). В обычном режиме, когда переключатель находится в положении Off, эффект настраивается тремя регуляторами: Depth (глубина модуляции), Speed (частота модуляции) и Feedback (уровень обратной связи). В режимах Hard Touch или Soft Touch педаль проявляет свои интеллектуальные возможности, реагируя на динамику исполнения, причем степень интерактивности изменяется четвертым регулятором - Touch Sensitivity.

Akai P 1 Intelliphase

А вот качество эффекта несколько разочаровало. Дело в том, что педаль звучит прилично далеко не во всех режимах. Например, при небольшой частоте модуляции (а особенно при минимальной) педаль вместо теплого и насыщенного фейзера классического типа производит какое-то жидкое звучание, сходное с блеянием голодной измученной овцы, внося заметные частотные и нелинейные искажения (последние четко слышны, как характерное зудение). Однако по мере увеличения частоты модуляции ситуация существенным образом исправляется, и эффект становится похожим на тот, что можно услышать у Queen (Headlong) или у Alice Cooper (Welcome To My Nightmare).

Variwah W 1
Педаль "вау" с развитыми возможностями. Устройство может питаться как от батарейки, так и от адаптера. На широком металлическом корпусе слева расположены все регуляторы и переключатели, а справа - педальный контроллер, который может выполнять самые разнообразные функции. Выбор параметра, управляемого педалью, осуществляется пятипозиционным переключателем Pedal Assign (Width, Speed, Offset, Sens, Pedal Wah). Кроме того, эффект имеет холодный обход, включается кнопкой, настраивается пятью регуляторами (Swell Width, Swell Speed, Offset, Touch Sensitivity, Attack Time) и может работать в трех режимах. Во-первых, это режим обычной педали "вау" (Pedal Wah), при котором ни один из регуляторов не действует, а педаль выполняет свою традиционную функцию - квакает. Второй режим (Touch Wah) является автоматическим, в нем эффект реагирует на динамику исполнения. В данном случае эффект автоматически запускается, когда сигнал становится ниже порогового уровня. Правильная установка порогового уровня регулятором Touch Sensitivity подчеркивает ритмику гитарной партии, так как позволяет избежать размывания атаки автоматическим "вау". Третий режим (Swell Wah) также является автоматическим, при этом режиме эффект работает постоянно. В общем, устройство предоставляет обширное пространство для экспериментов с настройками, результатом чего могут стать самые разнообразные комбинации режимов, например, Pedal Wah и Touch Wah, и т. п.

Akai W 1 Variwah

Первое, что отметили все участники тестирования: сильное ощущение ступеньки при обычном режиме работы педали. Нет, само по себе это вовсе не плохо, но требует от исполнителя привыкания. Однако куда более существенным оказался второй недостаток, который стал приговором данному устройству. В результате прослушивания выяснилось, что характеристики примененного в устройстве фильтра (который, как известно, является основой данного эффекта) никоим образом не сочетаются со звуком гитары. Во-первых, диапазон перемещения центральной частоты настройки фильтра оказался сильно смещенным вверх. В результате, при движении педали вообще не захватывается область низких частот. Во-вторых, при любом положении педали фильтр пропускает то, что пропускать явно не должен, то есть низкие и высокие частоты, которые, по идее, должны быть далеко за пределами его полосы. Последнее обстоятельство превращает звучание в "кашу".

Непонятно, на какие представления о звучании гитары вообще, и эффекта "вау" в частности, опирались создатели педали.

Tune Lock T 1
Педаль очень похожа на небольшое взрывное устройство или пульт управления бомбой, какие обычно показывают в боевиках. На самом деле это хроматический тюнер серебристого цвета, размером с привычные педали Boss. Входной и выходной джеки находятся по бокам пластмассового корпуса, а сзади расположены стандартный разъем питания для девятивольтового адаптера и трехпозиционный переключатель SLEEP/ ON/ OFF. Этот переключатель действует, только когда устройство работает от батарейки, а при питании от адаптера тюнер включен постоянно. Вполне естественно, что положения OFF и ON соответствуют выключенному и включенному состояниям тюнера.

Akai T 1 Tune Lock

Встроенный микрофон позволяет пользоваться прибором, вообще его никуда не подключая, а также настраивать акустические инструменты и даже вокалиста...

Ряд из пяти светодиодов образует индикатор настройки. Буквенное обозначение ноты отображается семисегментным светодиодным индикатором. Поскольку тюнер хроматический, то от него вполне закономерным было бы ожидать и отображения знаков альтерации. В данном случае диез указывается крохотной светодиодной точкой в верхнем левом углу индикатора.

Тюнер обладает возможностью калибровки, которая может осуществляться в двух режимах: ручном и автоматическом. Делается это при помощи кнопки Calibration, длительностью нажатия на которую определяется выбор режима калибровки. В ручном режиме настройка может изменяться в пределах от 437 до 446 Гц (в стандартном строе 440 Гц соответствует ноте Ля первой октавы) шагами по 1 Гц. В автоматическом режиме калибровка производится по внешнему источнику звука, то есть или с входа, или со встроенного микрофона.

Если тюнер включен в цепь между гитарой и усилителем, то возможна беззвучная настройка. В этом случае с помощью рассчитанной на нажатие ногой металлической кнопки осуществляется заглушение сигнала на выходе тюнера, при этом загорается светодиодный индикатор Mute. Эта возможность очень полезна в концертных условиях, так как позволяет без лишнего шума подстраивать инструмент в паузах между произведениями.

Важной особенностью устройства является холодный обход, благодаря которому в звук не вносятся дополнительная окраска и шум. Достоинства тюнера наилучшим образом подтверждает тот факт, что, в отличие от многих широко распространенных устройств, имеющих аналогичное назначение, Akai Tune Lock даже в том случае, когда он включен перед сильным дисторшном, не вызывает существенного повышения уровня шума. Таким образом, если на вашем комбике нет специального выхода, тюнер может быть постоянно включен в любом месте между аппаратом и инструментом без ущерба для звука.

Unibass UB 1
Басовая педаль, сочетающая в себе синтезатор гармоник, дисторшн и гейт. Цифровое устройство, питается от девятивольтового адаптера (прилагается). Кроме основного выхода Mix, на котором присутствует смесь из прямого сигнала и производимых устройством гармоник, для самих гармоник есть отдельный выход Effect. Уровень сигнала на выходе Effect регулируется ручкой Output Level, при этом также изменяется баланс прямого и обработанного сигналов на выходе Mix. Степень искажений, тембр и пороговый уровень гейта регулируются, соответственно, ручками Distortion, Tone и Noise Gate Threshold. Регулятор чувствительности Input Level и трехсегментный светодиодный индикатор уровня сигнала позволяют избежать перегрузки АЦП. Педаль имеет две мощные металлические кнопки, левая из которых (On/Off) служит для включения или выключения эффекта.

Синтезатор гармоник работает на основе анализа частоты входного сигнала. В зависимости от положения переключателя Modify Latch/ Unlatch, правая кнопка Modify ведет себя или как триггер, или как кнопка, которую надо удерживать в нажатом состоянии. Эта кнопка снабжена светодиодным индикатором состояния. Если режим Modify не активизирован, то синтезатор гармоник просто добавляет к основному тону верхнюю октаву. При активизированном режиме Modify тип добавляемых голосов зависит от положения трехпозиционного переключателя Select. Если этот переключатель находится в положении Add Lower 4th, то, помимо верхней октавы, синтезатор производит соответствующие субгармоники (кварта вниз), добавляющие в звучание глубокий низ. Если переключатель Select находится в положении Add Upper 5th, то производятся дополнительные высшие гармоники (квинта вверх). И наконец, если переключатель установлен в положение Solo, то снова производится верхняя октава, но при этом на выход Mix прямой сигнал уже не поступает.

В общем, устройство позволяет всерьез "исковеркать" звук бас-гитары. И все бы ничего, но качество звучания педали оказалось не очень хорошим. Проблем здесь две: во-первых, "пластмассовая" окраска звука, во-вторых, некоторая нестабильность генерируемого тона в самой верхней части басового диапазонаю.

Сравнение

В качестве эталона для сравнения были приняты гитарные педали производства Boss, Marshall, MXR и Ibanez, производящие однотипные эффекты.

Педаль Shred-O-Matic на фоне не нуждающихся в особом представлении Boss DS 1, Marshall Shredmaster, Marshall Drivemaster и Ibanez Tubeking TK 999 показала себя очень неплохо; единственное, в чем она заметно уступала конкурентам, так это в совместимости с инструментами. В первую очередь это относится к гитарам, оснащенным мощными хамбакерами, имеющими плотный низ, под напором которых педаль в наибольшей мере проявляла склонность "запираться". А вот с синглами проблем не было.

По сравнению с Ibanez Tubeking TK 999 и Marshall Shredmaster, Shred-O-Matic имеет несколько меньшую самостоятельность, что роднит его с Boss DS 1. Причем сочетание Shred-O-Matic с комбиком тем интереснее, чем ярче характер комбика (например, как у VOX AC 30), что, в общем-то, не удивительно.

Характер звучания и уровень перегрузки Shred-O-Matic скорее приближают это устройство к стилю Vintage, нежели к современному экстремальному звучанию дисторшна. Короче говоря, стилевые рамки Shred-O-Matic можно очертить как "хард-рок и легче". Также следует принимать во внимание и наличие педального контроллера - его нет ни у одной из педалей, с которыми проводилось сравнение.

Об остальных устройствах можно было судить лишь по качеству звучания и его соответствию представлениям о конкретном эффекте. Одна из причин этого - разные функциональные возможности педалей Akai и педалей, использовавшихся для сравнения. Так, Headrush E 1 (цифровая задержка, имитатор ленточной задержки, фразовый семплер) по качеству звучания проиграла цифровой задержке/ семплеру Boss DD 5. Однако в качестве имитатора аналоговой задержки Headrush весьма неплох.

Фейзер Intelliphase разочаровал. По сравнению с фейзером MXR Phase 100 эта педаль звучит просто несерьезно.

Еще большим разочарованием стала педаль Variwah, что единогласно подтвердили все участники тестирования. Для сравнения использовалась широко известная квакушка Crybaby Original.

Вывод

Было бы наивно ожидать, что фирма Akai тут же произведет переворот в гитарном мире, где есть педали, которые на протяжении десятилетий производятся практически без изменений и имеют культовый статус.

Тем не менее, рекомендуется обратить внимание на Shred-O-Matic, Headrush и, может быть, тюнер, хотя первые два устройства и дороговаты. Что касается Unibass (его сравнивать было не с чем), то он способен заинтересовать тех, кто стремится к экзотическому звучанию бас-гитары, но не может позволить себе более дорогого процессора.

Akai Headrush E 1 176$
Akai Intelliphase P 1 95$
Akai Shred-O-Matic D 1 145$
Akai Tune Lock T 1 73$
Akai Variwah W 1 114$
Akai Unibass UB 1 45$
Proline MGK

  Оценка статьи

Посещений: 15694 | Проголосовавших: 41 | Средняя оценка: 4.3

   

  Комментарии

18.03.02 03:35
Гоша georgiy2001@mtu-net.ru
Это всё очень прекрасно... Только вот где купить-то????? Я что то не встречал в продаже.....

georgiy2001@mtu-net.ru


17.08.02 18:59
RADUGA Morrow113@pisem.net
По поводу сетевой вилки в Headrush - она-же элементарно снимаецца, и внутри неё обычный штеккер, в любую розетку залезает : )) Вообще эта педаль очень клёвая - уже полтора года играю - пользуюсь тока эмуляцией ленточного и , иногда лупером. Поменьше-бы тока сделали её - больн здоровая : )

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА