Начало
 
 


TerraTec EWS 88 MT

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  TerraTec EWS 88 MT

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
июль 2002

Многоканальный компьютерный аудиоинтерфейс.

Немецкая компания TerraTec является одним из признанных лидеров в производстве мультимедийной аппаратуры. Среди ее продукции есть и многоканальный компьютерный аудиоинтерфейс - TerraTec EWS 88 MT, который поддерживает стандарт 24/96 и имеет по восемь аналоговых входов и выходов. О тестировании подобных устройств, производимых другими фирмами, на страницах МО рассказывалось неоднократно (например, статьи "Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24", "M-Audio Delta 1010 и Delta 410", "Aardvark Aark 24 и Direct Pro Q 10" и др.). Однако, при вполне сопоставимом наборе возможностей, творение TerraTec привлекает значительно меньшей ценой. Поэтому было бы интересно проверить, как это устройство будет выглядеть на фоне более дорогих конкурентов.

Краткое описание устройства
Многоканальный компьютерный аудиоинтерфейс TerraTec EWS 88 MT (445$) состоит из PCI-платы и внешнего блока 88AX. На заглушке-брэкете платы расположены электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (RCA, поддерживает частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность до 24 бит, а также передачу данных в форматах AC-3 и DTS), аналоговый стереовыход (миниджек) и 44-контактный разъем типа D-Sub, предназначенный для подключения внешнего блока. Стереовыход на миниджеке предназначен для системных звуков и имеет простенький 18-битный цифро-аналоговый преобразователь. Непосредственно на плате есть 40-контактный разъем для соединения с внешним блоком посредством шлейфа, два аналоговых стереовхода (на стандартных четырехконтактных разъемах) для подключения аудиовыходов приводов компакт-дисков, трехконтактный синхронизационный выход и пятиконтактный синхронизационный вход. В одном компьютере могут работать до четырех устройств серии EWS 88 (EWS 88 MT и EWS 88 D), а соединение в цепочку их синхронизационных выходов и входов обеспечивает синхронизацию работы всей системы с точностью до семпла (в том числе, синхронизацию воспроизведения и записи).

TerraTec EWS 88 MT

Внешний блок 88AX имеет восемь аналоговых входов, восемь аналоговых выходов, MIDI-вход, MIDI-выход и 44-контактный разъем типа D-Sub. Аналоговые входы и выходы - несимметричные, выполнены на разъемах RCA, расположенных на передней панели внешнего блока. Номинальные уровни выходных сигналов и чувствительность входов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв. MIDI-вход и MIDI-выход выполнены на стандартных пятиконтактных разъемах DIN, расположенных на передней панели внешнего блока, внутри которого также установлены аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, поддерживающие частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность до 24 бит.

TerraTec EWS 88 MT 88AX

Программная панель управления имеет четыре закладки. Первая закладка, под названием Analog Inputs (рис. 1), содержит настройки аналоговых входов. Для каждого из аналоговых входов возможны индивидуальная регулировка чувствительности (фейдеры позволяют дополнительно увеличивать чувствительность на величину до +18 дБ, что может быть особенно полезно при работе с мультимедийными устройствами, имеющими пониженный выходной уровень), индивидуальное переключение чувствительности (+4 дБ или -10 дБв) и индивидуальное включение режима автоматической настройки чувствительности, есть индикаторы уровня сигнала, которые могут быть "спрятаны" (что позволяет экономить вычислительную мощность компьютера) щелчком по индикатору правой кнопкой мыши и точно так же открыты, окошки отображения текущего коэффициента передачи фейдера (в децибелах), и индикаторы перегрузки, выполненные в виде светодиодов. Органы управления аналоговыми входами могут объединяться парами. Возможны выбор порога срабатывания индикаторов перегрузки (0, -1, -2, или -3 дБ, устанавливается для всех индикаторов одновременно посредством выпадающего меню Clipping) и настройка режима автоматической установки чувствительности входов (посредством выпадающего меню Auto Gain: manual, scan 3 sec, scan 5 sec или scan 10 sec, что соответствует "ручной" настройке или автоматической настройке на основе анализа 3, 5 или 10 секунд входного сигнала).

 
Рис. 1  
   

Вторая закладка, под названием Digital Mixer, содержит настройки встроенного цифрового микшера системы (реализованного аппаратно и выполняющего вычисления с 36-разрядной точностью) и имеет две страницы. Входными сигналами линеек микшера, расположенных на странице Wave (рис. 2), являются потоки аудиоданных, адресованные музыкальными приложениями аналоговым и цифровым выходам устройства.

 
Рис. 2  
   

Линейки микшера, расположенные на странице Input (рис. 3), воспринимают сигналы, поступающие на входы устройства. На каждой из линеек микшера есть фейдер, индикатор уровня сигнала (который может быть "спрятан"), окошко отображения текущего коэффициента передачи фейдера, регулятор стереопанорамы, кнопки заглушения и солирования. Органы управления аналоговыми входами могут объединяться парами. На каждой из этих страниц есть кнопки отключения заглушения и солирования, воздействующие на все линейки (Unmute all и Unsolo all соответственно). Есть кнопка переключения индикаторов уровня сигнала в режим измерений после фейдера. Мастер-секция цифрового микшера имеет два канала, на каждом из которых есть длинный фейдер, индикатор уровня сигнала и окошко отображения текущего коэффициента передачи фейдера. Возможно объединение фейдеров мастер-секции микшера и заглушение ее выхода.

 
Рис. 3  
   

Третья закладка, под названием Settings (рис. 4), содержит различные специфические настройки аудиосистемы. Группа настройки синхронизации (Master Clock) позволяет выбрать источник синхронизации (внутренний или внешний) и частоту дискретизации для режима внутренней синхронизации. Сюда же относятся индикаторы внешней частоты дискретизации и кнопка ее фиксации (не позволяет цифровому входу работать с сигналами, имеющими частоты дискретизации, отличные от выбранной). Группа настроек цифрового выхода (S/PDIF Out) позволяет управлять статус-битом защиты от копирования цифрового выходного сигнала и переключением цифрового выхода в режим передачи сигнала в формате Dolby Digital 5.1 (AC-3) или DTS. Возможны два уровня защиты от цифрового копирования, Copyright и Original, которые активизируются с помощью одноименных кнопок (цифровой вход игнорирует коды защиты от копирования). В режиме Copyright в выходном цифровом сигнале устанавливается статус-бит, запрещающий копирование. В режиме Original устанавливается так называемый бит поколения (Generation-Bit), позволяющий потребительским устройствам копировать информацию только один раз.

 
Рис. 4  
   
Уровни сигнала аналоговых выходов (Analog Out) переключаются между +4 дБ или -10 дБв для всех восьми выходов одновременно (к "мультимедийному" стереовыходу на миниджеке это не относится). Возможна настройка размера буфера DMA (DMA Buffer Transfer Latency), в миллисекундах. Группа настроек режима воспроизведения/записи (Wave Playback/Record Mode) позволяет выбрать обычный многоканальный режим работы (Multi-Track), когда все устройства системы (то есть входы и выходы) синхронизированы, или мультиклиентный (Multi-Application), когда все устройства работают независимо, и к ним одновременно могут обращаться несколько различных музыкальных приложений. Группа настроек внешнего блока (I/O Board) имеет индикатор, показывающий, какой внешний блок подключен к плате (в данном случае 88AX), и кнопку калибровки аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей (вся процедура калибровки занимает примерно 250 миллисекунд). Маршрутизатор сигнала (Signal Routing) позволяет назначать на каждую из пар аналоговых выходов или на цифровой выход любую входную стереопару, выход цифрового мониторного микшера или соответствующий поток аудиоданных, адресованных музыкальными приложениями данному выходу.

Четвертая закладка, About (рис. 5), отображает системную информацию, информацию о текущей версии драйверов и панели управления, а также имеет ссылку на сайт производителя.

 
Рис. 5  
   

Кроме того, панель управления имеет возможность сохранения и вызова пользовательских настроек (Scene), выбора текущего настраиваемого устройства (если в системе присутствует несколько устройств серии EWS 88), выбора варианта совместной работы нескольких устройств (Independent или Master/Slave, причем последнее зависит от порядка соединения синхронизационных разъемов нескольких плат), кнопку вызова панели управления ASIO-драйвера и возможность настройки цветовой схемы панели управления (рис. 6, кнопка вызова этой панели видна на рис. 1-5, но не подписана).

Рис. 6

Панель управления ASIO-драйвера (рис. 7) позволяет выбирать размер буфера (в семплах) и сообщает время задержки запись-воспроизведение (Latency) для стандартных частот дискретизации (96, 48, 44,1, 32 кГц) при данном размере буфера.

Рис. 7

Как происходило тестирование
Для начала следует описать условия, в которых проходило тестирование. В первую очередь, это набор использовавшегося оборудования, играющий не последнюю роль в формировании как субъективной, так и объективной оценки работы устройства. В тестировании участвовали три компьютера:
1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000;
2) процессор Pentium 233 MMX, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS TXP4, жесткий диск WD 4,3 Гб, видеоадаптер S3 Virge DX 2 Мб, Windows 98 SE;
3) процессор Pentium PRO 200, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS P/I-P6NP5, SCSI контроллер Adaptec AHA 2940 UW, SCSI жесткий диск Seagate 2,1 Гб, видеоадаптер Matrox Millenium II, Windows 98 SE, цифровая плата ввода-вывода AdB Multi!Wav Pro 18.

Аналоговые выходы тестируемых устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost Le, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники AKG 240 M и Sennheiser HD 580. В качестве контрольных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи Apogee AD 1000 и DA 1000. Источником тестового материала служил CD-проигрыватель Tascam CD 301 Mk II. Для коммутации цифровых сигналов использовались кабели Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы), оптические кабели Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.

Знакомство с устройством началось с его распаковки, проверки комплектации и внешнего осмотра.

В коробке находились PCI-плата, внешний блок, компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, гарантийный талон (на немецком и английском языках), регистрационная карточка, рекламный буклет с обзором продукции TerraTec, два руководства пользователя (на немецком и английском языках), аудиокабель-переходник (стереофонический миниджек - два разъема RCA), соединительный кабель с 44-контактными разъемами типа D-Sub (длиной примерно 2 м), шлейф с колодками на 40 контактов (длиной около метра), самоклеящиеся ножки для внешнего блока, набор из четырех винтиков и четырех шайбочек (для установки внешнего блока в пятидюймовый отсек компьютера), синхронизационный экранированный кабель (длиной около 30 см) с трех- и пятиконтактными разъемами, плата-переходник с 44-контактного разъема типа D-Sub на 40-жильный шлейф. PCI-плата выглядела очень солидно и производила благоприятное впечатление аккуратностью монтажа. Единственная неприятная мелочь - не до конца завинчен один из винтов, крепящих разъем D-Sub к заглушке-брэкету платы. Впрочем это было несложно исправить. Внешний блок смотрелся интересно. Его шершавое покрытие на ощупь напоминало замшу. Насколько мне известно, внутри блока установлены популярные микросхемы-кодеки AK4524VF от AKM (в количестве четырех штук), осуществляющие аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование. Некоторое недоумение вызвало использование разъемов RCA, в связи с чем возникает необходимость держать под рукой много кабелей-переходников. Все-таки для аналоговой коммутации студийной аппаратуры чаще используются джеки.

Прилагаемый компакт-диск (версии 04/2000) содержал драйверы под Windows 9x и NT 4.0, программную панель управления (также под Windows 9x и NT 4.0), документацию, программное обеспечение (MicroLogic AV, Samplitude Project, WinJey, BUZz) и примерно 140 мегабайт всякой "хохломы" (около 60 Мб обоев для рабочего стола Windows, около 15 Мб различных звуков, различные варианты логотипа TerraTec, а также приблизительно 60 Мб устаревших условно-бесплатных и бесплатных программ).

С драйверами, обнаруженными на прилагаемом компакт-диске, устройство проинсталлировалось под Windows 98SE без каких-либо проблем. В число используемых музыкальных приложений входили Cakewalk Sonar 1.3.1, Emagic Logic Audio 4.7, Steinberg Nuendo 1.2, Steinberg WaveLab 3.0 и Syntrillium Cool Edit Pro 1.2. Программы охотно приняли устройство. Без зависаний, конечно, не обошлось, однако никакой закономерности в возникновении нештатных ситуаций я не отметил. Возможно, связка драйверов от TerraTec с операционной системой Windows 98SE не выдерживает интенсивной работы и требует куда более нежного обращения.

Далее я попытался провести тест на побитовое копирование при непосредственном замыкании кабелем цифрового входа и выхода устройства. В качестве источника синхронизации использовался встроенный генератор. Тест оказался неудачным. После еще нескольких попыток, также неудачных, я сделал предположение, что ответственность за работу цифрового интерфейса устройства лежит на драйверах. Впоследствии это частично подтвердилось.

С сайта производителя было скачано более свежее программное обеспечение (последнее на момент проведения тестирования): WDM-драйверы для Windows 98SE/ME/2000 версии 5.0.2000Build113 и панель управления версии 1.03.25Build112. С этими драйверами устройство устанавливалось под Windows 98SE и Windows 2000. Использовался все тот же набор музыкальных приложений. Устройство работало, но периодически возникала необходимость его переустановки.

Больше всего информации для размышлений дала попытка выполнения теста на побитовое копирование через цифровой интерфейс устройства при новых драйверах. При непосредственном соединении кабелем цифрового входа и цифрового выхода TerraTec EWS 88 MT в режиме внутренней синхронизации побитовое копирование не удалось. Сразу же было отмечено, что индикаторы уровня сигнала программной панели управления показывают на цифровом выходе потерю примерно 6 дБ относительно ожидаемого уровня. При старых драйверах (VxD-типа, для Windows 9x, с прилагаемого компакт-диска) ничего подобного замечено не было. И индикаторы уровня сигнала не врали. Подача цифрового сигнала с выхода TerraTec EWS 88 MT на цифровой вход аудиоинтерфейса Aardvark Direct Pro Q 10 (см. статью "Aardvark Aark 24 и Direct Pro Q 10") подтвердила потерю этих 6 дБ. Надо сказать, что проблема потери 6 дБ уровня сигнала при работе с WDM-драйверами - явление известное, но для понимания причин его возникновения необходимо знать тонкости написания подобных драйверов. Тем не менее, обратный процесс, побитовое копирование с цифрового выхода Aardvark Direct Pro Q 10 (а цифровой интерфейс этого устройства ранее успешно прошел все тесты) на цифровой вход TerraTec EWS 88 MT (в режиме синхронизации с входным цифровым сигналом) было проведено с положительным результатом. Отсюда можно сделать вывод о том, что при работе с драйверами данной версии у TerraTec EWS 88 MT "врет" цифровой выход. Второй, не менее важный вывод заключается в том, что цифровой интерфейс устройства обладает примерно такими же свойствами, что и цифровые интерфейсы протестированных мной продуктов от Echo и M-Audio.

Уровень шума при отсутствии полезного сигнала в звуковом тракте TerraTec EWS 88 MT оценивался при коротком замыкании аналоговых входов с аналоговыми выходами посредством несимметричных кабелей. Методика ранее описывалась неоднократно. Явной зависимости уровня шума от выбора номинальных чувствительностей входов и номинальных выходных уровней (одинаковые значения для входов и выходов, -10 дБв или +4 дБ), а также от частоты дискретизации и разрядности замечено не было. Не влиял на уровень шума и вариант размещения внешнего блока (настольная установка с подключением кабелем с разъемами В-Sub или установка в пятидюймовый отсек корпуса компьютера с подключением шлейфом). Зато был отмечен сильный разброс значений уровня шума для различных комбинаций входов и выходов (в любом случае, мониторинг был отключен), причем наилучшее из полученных значений было равно -84,94 дБ, а наихудшее -77,36 дБ относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS). Наблюдаемый разброс значений, по моему мнению, свидетельствует о том, что аналоговая часть звукового тракта устройства, особенно с точки зрения защиты от помех, выполнена далеко не самым лучшим образом. Опыт тестирования подобных устройств показывает, что значения уровня шумов для большинства компьютерных аудиоинтерфейсов укладываются в указанные пределы, и TerraTec EWS 88 MT исключением из правила не является.

К сожалению, полноценного теста на предмет качества аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования для TerraTec EWS 88 MT провести не удалось. Дело в том, что чашу моего терпения переполнили постоянно происходившие в процессе тестирования "вылетания" драйверов и операционной системы. Однако, поскольку на той же самой аппаратуре ранее прослушивались и другие компьютерные аудиоинтерфейсы сопоставимой ценовой категории, я все-таки с определенной достоверностью могу судить о качестве звучания данной системы. Итак, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи TerraTec EWS 88 MT никакого сюрприза не преподнесли; для мультимедийного устройства такой ценовой категории качество их звучания - вполне нормальное. А без использования высококлассной студийной аппаратуры их звучание вряд ли можно отличить от конкурентов - продукции Echo и M-Audio.

Заключение
С одной стороны, стоимость TerraTec EWS 88 MT примерно в полтора раза ниже, чем у некоторых конкурентов (например, Echo Layla 24 или M-Audio Delta 1010) при сопоставимом качестве звучания и аналогичной (далеко не самой стабильной) работе их цифровых интерфейсов. С другой стороны - разочаровывают откровенно "кривые" драйверы. Хотя, проведение тестирования и выход статьи разделяют, по меньшей мере, полгода, так что за это время проблема с драйверами вполне могла быть решена. В этом случае TerraTec EWS 88 MT с успехом может стать решением для малой мультимедийной студии.

TerraTec EWS 88 MT 445$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи

Посещений: 12557 | Проголосовавших: 16 | Средняя оценка: 4.1

   

  Комментарии

10.10.03 21:46
Андрей konnsax@rambler.ru
Работаю на данной карте уже два года. Купил ее после досканального тестирования и проверки "на прочность" моим приятелем, который много работал с картой для записи духового оркестра. До сих пор не жалею и могу, как пользователь, гарантировать высочайшее (за свою цену) качестово звука! Согласен с автором статьи по поводу того, что дефекты карты можно услышать только на оборудовании выше среднего.

Могу добавить, что к карте прилагаются драйвера VST и GIGA. Работа с Cubase и Giga Sempler у меня не вызавала и не вызывает проблем. SPDIF у меня работает очень корректно (в сочетании с Yamaha 01v).

Теперь о зависании и прочих багах с драйверами. Действительно, в начале работы с картой, когда P4 было еще очень "дорого", имели место зависы и прочее. Но когда перешел на P3-500, проблем с картой не стало! Карта уверенно работает у меня как под Win98, так и под XP. (2000 не тестировал.) Перешел на P3 после того, как взял таки инчтрукцию и прочитал, что карта требует комп не ниже PII-450. Правда должен заметить, что для обеспечения уверенной работы с 24 дорожками (16/44) с картой в программе Samplitude (всех версий, включая 7-ую), требуется комп не ниже P4 - но это относится не только к этой карте...

К MIDI пререканий нет, все очень корректно. Сочетание Cubase SX и Ensoniq TS-10 работет стабильно, задержки минимальны - в карте есть настройка VST. 10 миллисекунд задержки в MIDI работает с аудио-искажениями, а уже 15-20 совершенно хорошо.

На своих Tannoy Reveal, после 5-ти часовой работы на TS-10 (когда слух "намертво" привыкает к звучанию микса) и записи через аналог карты (TRS джек в TS-10 и RCA фирмы Canare с одноименным микрофонным кабелем), я не слышу разницы между звуком на воспроизведении (в программе Samplitude) через карту и звуком, который получается, если слушать Ensoniq через наушники Sony MDR-7506 и AKG K240M (в которых делаю аранжи), включенные в выход на наушники TS-10.

Шумит карта меньше, чем Ensoniq. Используя микшер 01v и карту у меня проблем с шумами нет.

В общем, мне карта очень нравится и в ближайшее время (если, конечно, не появятся на новую карту денег более $1000) ее менять не собираюсь, а собираюсь купить еще одну такую же для обеспечения 20-ти канального вывода аудио.


17.12.07 13:48
asio
Этот интерфейс не может одновременно отправлять сигнал на несколько выходов, только 1/2 или 3/4 итд. а дновременно нет.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА