Начало
 
 


Компьютерные системы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Event Gina

Владимир МОСУНОВ
Музыкальное Оборудование
август 1998

Для большинства начинавших заниматься музыкой с помощью компьютера и недорогой звуковой платы рано или поздно возникает вопрос о переходе на более высокий качественный уровень.

Наступил момент, когда я не смог больше терпеть звучание своего AWE 64 Gold и решился на покупку новой платы. Главной моей целью было улучшение качества звука при работе с программой Cubase Audio VST, кроме того, мне нужно, чтобы у платы было более двух аналоговых выходов. К сожалению, в настоящее время судить о качестве подобных устройств приходится в основном по цифрам из рекламных проспектов и спецификаций. Как правило, в этом смысле фирмы-производители не обманывают - сказано 20 бит, значит там и есть 20 бит. Однако, что эти цифры значат практически? Как инженер-электронщик берусь утверждать, что единственным достоверным прибором для измерения качества звука являются уши.

После долгих скитаний по Web страницам фирм-производителей я остановился на плате многоканального ввода-вывода Gina (производитель - Echo, продавец -Event). Плата имеет два аналоговых входа и восемь выходов (все 20-разрядные, со 128-кратной передискретизацией), цифровые вход и выход формата SPDIF с разрядностью до 24 бит, 24-разрядный DSP Motorola 56301, динамический диапазон 98 дБ, взвешенное отношение сигнал/шум + искажения - менее 0,003%, частота дискретизации до 48 кГц. Системные требования: шина PCI, PCI BIOS версии 2.1, процессор Pentium, 16 Мб оперативной памяти, Windows 95. Благодаря применению технологии PCI bus master, плата не использует каналов прямого доступа к памяти и занимает только один адрес прерывания (IRQ).

В настоящее время существуют только драйверы для Windows 95. Драйверы для Windows NT, MacOS, а также ASIO драйвер для Cubase VST "будут анонсированы, когда работа над ними приблизится к завершению". Замечу, что это обещание было дано производителями еще год назад. Драйверы DirectX также пока отсутствуют, хотя я не считаю это большим недостатком, так как существующая версия DirectX не предусматривает возможности записи звука.

Перед покупкой платы рекомендуется загрузить с сайта Event (www.event1.com) программку под названием Echo Reporter, предназначенную для проверки вашего компьютера на совместимость с платой Gina. При запуске эта программа проверяет соответствие PCI BIOS стандарту 2.1, наличие свободного IRQ, присутствие в системе элемента "Pentium", а также измеряет производительность жесткого диска, показывая, какое количество звуковых дорожек вы сможете записывать и воспроизводить одновременно.

 
Echo Reporter  
   

На том же сайте вы найдете список материнских плат, несовместимых с изделиями фирмы Echo. В основном это материнские платы с встроенными видео и звуковыми адаптерами. Кроме того, сообщается о плохой совместимости со всеми видеоадаптерами фирмы S3. Из других источников мне удалось узнать о возможных конфликтах с высокоскоростными SCSI адаптерами. В этом случае придется ограничить поток передаваемых данных в настройках SCSI адаптера. На сайте Event также находится новая версия драйвера для платы Gina, перед загрузкой которого не поленитесь прочитать указания по его установке - есть некоторые тонкости, в частности, почему-то необходимо скачивать драйвер не на жесткий диск, а на дискету.

Конструктивно Gina состоит из PCI платы и металлического выносного блока, которые соединяются специальным кабелем. На плате находятся разъемы SPDIF входа и выхода (RCA), а металлический блок содержит разъемы аналоговых входов и выходов (несимметричные, джеки). Не надо думать, что АЦП и ЦАП находятся в выносном блоке - они находятся на плате.

Event Gina

Должен сказать, что первая попытка установить плату привела к зависанию компьютера. Чтобы оживить Windows, мне пришлось плату извлечь и восстанавливать системные файлы вручную. Причина оказалась в частоте системной шины, установленной на 83 МГц. На частотах 66 МГц и 75 МГц плата повела себя как образцовое устройство Plug-and-Play - драйверы установились, свободный IRQ определился автоматически. Однако более детальное изучение сайта Event позволило выяснить, что повышать частоту системной шины более 66 МГц крайне не рекомендуется. Я направил в службу технической поддержки вопрос о совместимости с наступающим стандартом PC100, который, как известно, подразумевает частоту системной шины 100 МГц, чем, вероятно, нанес кровную обиду сотрудникам фирмы Echo, так как никакого ответа не получил. Таким образом, если вы уверены в том, что качество вашей музыки прямо пропорционально частоте системной шины вашего компьютера - Gina может вам не подойти.

После установки драйверов, Gina появляется в меню "Панель управления - Мультимедиа" и "Панель управления - Система", где можно произвести настройку параметров. Можно выбрать источник синхронизации - либо внутренний, либо внешний, через цифровой вход (переключатель становится активным, когда на цифровой вход подан сигнал). Можно выбрать либо "профессиональный", либо "пользовательский" режим работы цифрового выхода, во втором случае цифровой сигнал выдается с кодом защиты от копирования. Возможно также включение специального режима совместимости с программами SAW. Кроме того, на панели задач появляется пиктограмма доступа к графическому интерфейсу (Echo Console), управляющему входными, выходными и мониторными уровнями звука. Все входы и выходы объединены в стереопары. Можно включить мониторный канал с любой входной пары (цифровой либо аналоговой) на любую выходную (сразу на все или в любой комбинации), однако нельзя прослушивать нечетные (левые) входы через четные (правые) выходы и наоборот.

Echo Console

В том же окне Echo Console можно активизировать режим автоматической настройки уровня записи (Easy Trim). При нажатии на соответствующую кнопку плата начинает измерение амплитуды входного сигнала, а после повторного нажатия уровень записи фиксируется на оптимальном значении. Это функция имеет отношение только к аналоговым входам и следует отметить, что производится регулировка именно входного аналогового сигнала, чем обеспечивается максимальный динамический диапазон АЦП.

Что касается качества звука, то, строго говоря, для его оценки необходимо сравнение либо с каким-нибудь эталоном, либо с устройством аналогичного класса. К сожалению, такой возможности у меня не было. Сравнение с Sound Blaster AWE 64 Gold дало ожидаемый результат - разницу слышно уже при перезагрузке Windows, на "звуке Microsoft" (8 бит, 22 кГц). Субъективно звучание платы Gina воспринимается как очень хорошее - никакого изменения звука при записи и воспроизведении не слышно. При работе с разными программами не наблюдалось выпадений звука, щелчков, шумов и т. п. Далее я провел следующий эксперимент: в программе Samplitude 2496 создал звуковую дорожку путем импортирования WAV файлов и, соединив кабелями два аналоговых входа и два выхода платы Gina, переписал эти файлы несколько раз (с первой дорожки на вторую, со второй на третью и т. д.). Затем прослушал результат, включая по одной дорожке. Должен сказать, что третью перезапись я не смог отличить от оригинала, шум начинал прослушиваться примерно на седьмой перезаписи, и только на десятой перезаписи становилось явным изменение звучания. Для прослушивания я использовал наушники AKG K 240. Этот эксперимент выявил и то, что каждая новая дорожка оказывалась задержанной относительно предыдущей примерно на 1,3 миллисекунды, то есть имела место небольшая рассинхронизация воспроизведения и записи. Чтобы устранить это явление понадобилось отрегулировать параметр Record offset в меню Record программы Samplitude. При значении Record offset=61 мне удалось добиться синхронизации с точностью до одного семпла.

 
  Меню Record программы Samplitude  
   

Больше никаких настроек в программе Samplitude делать не пришлось. Подтвердились заверения фирмы Echo, что Gina не просто полностью дуплексная, но "четырнадцатиплексная" плата, то есть все входы и выходы одновременно доступны для записи и воспроизведения. Интересно, как сказывается на загрузке центрального процессора одновременная работа такого количества устройств. Индикатор загрузки процессора в программе Samplitude показывает примерно одинаковые значения как в обычном режиме, так и в случае, когда каждая дорожка проигрывается через отдельный выход. По-видимому, ресурсы процессора, высвобождающиеся при отключении программного микширования, затрачиваются как раз при активизации дополнительных выходов. Я не мог не проверить, сохранилась ли в программе Samplitude возможность работы в ведомом (slave) режиме при синхронизации через MIDI интерфейс. В качестве синхросигнала я использовал MIDI Clock от внешнего секвенсора. При этом Samplitude начинал проигрывание и запись синхронно с секвенсором, а при изменении темпа во внешнем секвенсоре, происходило изменение высоты звука (эффект, эквивалентный изменению скорости воспроизведения магнитофона), что свидетельствует о том, что синхронизация состоялась. Следует отметить, что Gina не поддерживает воспроизведение WAV файлов с изменяющейся частотой дискретизации (и, кстати, не поддерживает нестандартные частоты), однако программе Samplitude удается "обмануть" звуковую плату.

Конфигурация компьютера и версии программ,
на которых проходило тестирование:
Материнская плата Asustek TX97-E
Процессор Pentium 233MMX
Оперативная память 96 Мбайт SDRAM
Жесткий диск 1,6 Гбайта, Quantum ST
Видеоадаптер ET6000, 2 Мбайта
Операционная система Windows 95 OSR2.1 RUS
Программы Cubase Audio VST 3.551,
WaveLab 2.01,
Sound Forge 4.0d,
Samplitude 2496 v5.01

С программами Sound Forge и WaveLab также проблем не возникло, если не считать того, что в WaveLab мне не удалось воспользоваться режимом "live input", при котором звуковые эффекты можно применить непосредственно к входному сигналу (напомню, что при этом неизбежна существенная задержка прохождения сигнала). Программа выдавала сообщение о каком-то несоответствии входных и выходных установок платы. Аналогичный режим в программе Cubase VST работал без проблем.

WaveLab оказался единственной программой, согласившейся воспринимать плату Gina как 24-разрядную, позволяя записывать и воспроизводить WAV файлы с разрядностью 24 бита. Конечно, чтобы они были действительно 24-разрядными, потребуются соответствующие внешние АЦП и ЦАП.

Для работы с программой Cubase VST необходимо прежде всего сделать правильные установки в контрольной панели "ASIO-advanced". Значения параметров, рекомендованные фирмой Steinberg для платы Gina, можно найти в файле "Readme" программы Cubase VST. Исходя из своего опыта, могу сказать, что эти рекомендации действительно являются оптимальными, за исключением одной детали: для всех входов платы Gina мне пришлось установить значение Offset[samples] = -600, сохранив нулевое значение для всех выходов. В противном случае, тест на синхронность воспроизведения и записи аудиодорожек, аналогичный проведенному в программе Samplitude, давал неприемлемый результат - каждый новый звуковой файл в окне Audio editor оказывался смещенным вперед примерно на 13 миллисекунд относительно предыдущих.

 
ASIO-advanced  
   

С указанными выше установками, Cubase и Gina совместно работают вполне надежно. Как и в программе Samplitude, возможно одновременное использование всех входов и выходов. Не обнаруживается конфликтов с платой AWE 64, которую я продолжаю использовать. Кроме того, так как AWE 64 не активизирован в Cubase как звуковой выход, я получил возможность использовать совместно с Cubase программный синтезатор Reality. При этом цифровой выход AWE 64 я соединяю с цифровым входом платы Gina для прослушивания через ее мониторный канал синтезатора AWE 64 и Reality, что обеспечивает значительно лучшее качество звука. Не буду утверждать, что такая система является оптимальной, но могу сказать, что все это работает.

Надеюсь, что эта статья несколько облегчит жизнь тем, кто занят поиском многоканальной платы для компьютерной студии.

  Мониторинг цен по объявлениям

Средняя 156.
220 (28.12.2000), 250 (10.04.2001), 230 (03.05.2001), 230 (07.06.2001), 300 (15.09.2001), 200 (03.11.2001), 200 (20.11.2001), 150 (29.11.2001), 200 (04.12.2001), 200 (08.12.2001), 200 (26.01.2002), 200 (29.01.2002), 200 (31.01.2002), 200 (12.02.2002), 200 (03.04.2002), 199 (18.05.2002), 199 (22.05.2002), 190 (01.06.2002), 190 (08.08.2002), 150 (08.01.2003), 100 (21.02.2003), 180 (15.03.2003), 180 (28.03.2003), 160 (14.05.2003), 195 (01.07.2003), 190 (04.07.2003), 100 (05.07.2003), 180 (08.07.2003), 100 (09.07.2003), 160 (23.07.2003), 160 (04.08.2003), 180 (24.08.2003), 150 (26.08.2003), 250 (09.11.2003), 150 (14.12.2003), 180 (16.12.2003), 150 (24.12.2003), 130 (16.01.2004), 160 (20.01.2004), 140 (03.02.2004), 170 (05.02.2004), 180 (05.02.2004), 170 (09.02.2004), 180 (09.02.2004), 170 (13.02.2004), 140 (14.02.2004), 170 (16.02.2004), 165 (17.02.2004), 140 (18.02.2004), 170 (18.03.2004), 150 (23.04.2004), 160 (03.05.2004), 160 (10.05.2004), 130 (13.05.2004), 130 (21.05.2004), 130 (24.05.2004), 150 (01.06.2004), 140 (05.06.2004), 140 (07.06.2004), 140 (09.06.2004), 100 (15.06.2004), 130 (15.06.2004), 130 (24.06.2004), 125 (02.07.2004), 120 (07.07.2004), 120 (13.07.2004), 130 (19.07.2004), 120 (25.07.2004), 120 (26.07.2004), 120 (02.08.2004), 150 (12.10.2004), 150 (21.10.2004), 150 (26.10.2004), 120 (03.11.2004), 150 (05.11.2004), 120 (09.11.2004), 150 (10.11.2004), 150 (18.11.2004), 120 (22.11.2004), 120 (13.12.2004), 120 (25.12.2004), 100 (29.12.2004), 120 (04.01.2005), 100 (11.01.2005), 150 (24.01.2005), 150 (12.03.2005), 149 (29.05.2005), 144 (21.06.2005), 144 (26.06.2005), 100 (14.11.2005), 100 (20.11.2005), 150 (27.11.2005), 150 (04.12.2005), 100 (11.12.2005), 150 (18.12.2005), 100 (30.04.2006), 90 (06.08.2006), 150 (29.10.2006).

Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.

  Оценка статьи

Посещений: 11159 | Проголосовавших: 22 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии

03.07.03 16:03
sergus symfony@mail.ru
Подскажите где лучше взять драйвера для GINA Event by Echo Audio Corp. на Win98, WinMe, Win2000, WinXP

23.07.04 12:13
XPOM xpom@miem.edu.ru
http://...

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА