Начало
 
 


Компьютерные системы записи

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
CreamWare Pulsar II и Power Sampler
 

 
  CreamWare Pulsar

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
февраль 1999

Pulsar - это не звуковая плата и не система записи на жесткий диск. Это - музыкальное "окружение" для компьютера.

Фирма CreamWare попробовала создать универсальное устройство, способное удовлетворить большинство потребностей музыкантов. Несколько синтезаторов, семпл-плеер формата Akai, 32-канальный цифровой микшер плюс 20 физических каналов ввода/вывода звука на плате - это далеко не полный список его возможностей.

Разработка Pulsar была скрыта завесой секретности. Даже за неделю до объявления устройства еще никто ничего не знал. И вдруг - как гром среди ясного неба - на сайте фирмы появляется сообщение о новинке. Первое впечатление от соотнесения заявленной цены со списком предоставляемых возможностей было просто шокирующим. Люди опытные ухмылялись и говорили, что "будет хорошо, если хотя бы половина всех функций будет работать". А скептики вообще утверждали, что раньше 2000 года такая "железка" в продаже не появится.

Я тоже разделял эти опасения - фирмы-производители компьютерной продукции нередко выбрасывают на рынок абсолютно сырые продукты или начинают рекламировать еще несуществующие в природе устройства. За примерами далеко ходить не надо. За последние года два ни одна универсальная мультимедийная звуковая плата средней или высшей ценовой категории (TB Pinnacle, AVM Apex, SB AWE 64 Gold, TerraTec EWS 64, Guillemot Maxi Sound Home Studio Pro, Sound Track 128 Ruby и др.) не была выпущена доведенной - то не работали заявленные функции, то не было дописано программное обеспечение и т. д. И даже более серьезные устройства имели множество досадных недоделок. Так что поводов для скептицизма было достаточно.

И вот, наконец, первая партия "Пульсаров" приехала в Россию (кстати, спустя всего лишь два месяца после начала продаж).

Что такое Pulsar?
Основа музыкального "окружения" - это PCI плата, которая имеет два оптических интерфейса формата ADAT (16 цифровых каналов ввода/вывода), аналоговые стерео вход и выход (несимметричные, на разъемах RCA), электрические цифровые вход и выход формата SPDIF, и полный набор MIDI разъемов (In, Out, Thru). Поддерживается оцифровка звука с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит. На плате установлены четыре мощных (60 МГц) процессора SHARC фирмы Analog Devices. На базе этих процессоров программно реализованы все устройства синтеза и обработки звука, а также устройства виртуальной коммутации.

 
CreamWare Pulsar плата  
   

Вообще, такая архитектура (мощный процессор + программно реализованные виртуальные устройства) - не новинка. Достаточно вспомнить DSP Farm системы Pro Tools, DSP Card системы V8 фирмы Digital Audio Labs или звуковые платы на процессоре Dream (TerraTec EWS 64 и т. д.). Просто инженеры CreamWare пошли намного дальше: Pulsar вместе с компьютером и операционной системой Windows 95/98 представляет собой интегрированную среду для создания музыки. В этой среде Pulsar берет на себя все коммутационные функции, а также функции многоканального микширования, синтеза и обработки звука. Разумеется, он работает с любым существующим программным обеспечением.

Но почему все-таки используются термины "окружение" и "среда"? Ведь и другие системы записи на жесткий диск тоже работают с любым программным обеспечением и позволяют осуществлять гибкое управление путями движения цифровых сигналов, а мультимедийные платы имеют синтезаторы? Очень просто: с помощью Pulsar можно выстраивать любые связки как реальных, так и виртуальных устройств и программ. Например, можно взять программу Cubase VST, записать в ней несколько MIDI дорожек с помощью семпл-плеера Pulsar и добавить пару "живых" аудиодорожек. После этого, поканально (!) завести выходы семпл-плеера и каждой из аудио дорожек на микшер Pulsar, мониторный выход микшера назначить на аналоговый выход платы, а главный выход микшера завести на программу Sound Forge (как это делается вы узнаете чуть позже). В результате, вы смешиваете и обрабатываете сигналы при помощи микшера и записываете готовый микс прямо в программу Sound Forge, которая используется в качестве мастер-магнитофона. Причем все это работает в реальном времени - ведь управление потоками сигналов осуществляют процессоры Pulsar, а не процессор компьютера. И это не шутки - во время испытания создавались и более изощренные схемы коммутации программ и реальных устройств.

Кроме этого, Pulsar - это открытая система. Любой сторонний производитель может создавать модули синтеза или обработки звука, которые работают в этой среде. Причем, первые ласточки уже есть - в комплект поставки системы входит дискета с модулем Wave Table генератора от фирмы Waldorf для модульного синтезатора Pulsar.

Принципы управления
Для управления музыкальным "окружением" в комплект поставки Pulsar входит программа Pulsar Background. Она запускается в начале работы и постоянно находится в активизированном состоянии. Параллельно этой программе запускаются остальные музыкальные приложения: Cubase, Sound Forge и т. д. В Pulsar Background создаются схемы движения MIDI и аудио сигналов, включаются модули синтезаторов, микшеров и устройств обработки.

Принцип управления движением сигналов в компьютере при помощи Pulsar несколько отличается от традиционного. Как, например, происходит взаимодействие обычной звуковой платы и любого музыкального или звукового приложения? В оперативной памяти компьютера постоянно находятся драйверы - подпрограммы, которые видят физические синтезаторы, MIDI или аудио входы и выходы звуковой платы и знают как к ним обращаться. Драйвер сообщает операционной системе компьютера названия портов, которые доступны для ввода/вывода аудио или MIDI сигналов. Именно эти порты указываются в настройках программы и сигнал направляется в указанное место. На этом возможности по маршрутизации сигнала исчерпываются. Причем, если запустить два приложения, использующие один и тот же порт, то одно из них воспроизводить звук или MIDI команды не будет - обычные драйверы не могут работать одновременно с несколькими программами.

Pulsar гораздо хитрее. Программа Pulsar Background включается как бы "в разрыв" между физическими входами/выходами платы и портами драйвера, которые видит операционная система и приложения (см. рис. 1). Причем, однотипных портов (MIDI, Wave или ASIO) может быть неограниченное количество для одновременной работы нескольких программ. И можно, например, "раскидать" сигнал, поступающий с аудио входа платы на два звуковых порта и одновременно записывать его сразу в двух звуковых редакторах. То есть, имеется возможность создавать совершенно произвольные схемы путей движения MIDI или аудио сигналов как между физическими входами/выходами платы и приложениями, так и внутри компьютера между разными программами.

 
Рис. 1  
   

Все виртуальные устройства синтеза, микширования и обработки звука также запускаются внутри программы Pulsar Background. Каждое такое устройство имеет виртуальные входы и выходы (MIDI или аудио, или и те и другие). Эти входы и выходы соединяются с физическими или виртуальными портами сообразно вашему желанию. Например, на рисунке 1 показана схема возможного включения одного из синтезаторов и микшера Pulsar. MIDI сигнал от клавиатуры, подключенной к MIDI входу платы Pulsar, поступает на виртуальный порт MIDI ввода и далее - прямо в программу секвенсора, которая работает одновременно с Pulsar Background. Из секвенсора сигнал попадает на виртуальный порт MIDI вывода (в секвенсоре должно быть включено сквозное пропускание MIDI сигналов) и оттуда - на вход синтезатора Pulsar. Аудио выход синтезатора (разумеется, виртуальный) подключен ко входу микшера. Аудио сигнал из микшера одновременно направляется и на SPDIF выход платы и на виртуальный звуковой порт. То есть, можно слушать звук синтезатора в мониторах и одновременно записывать его с помощью аудиоредактора.

В настоящее время в комплект поставки Pulsar входят следующие виртуальные устройства, которые работают в среде программы Pulsar Background и, соответственно, поддерживаются процессорами платы: семпл-плеер формата Akai, одногенераторный "аналоговый" синтезатор (EZ Synth), трехгенераторный "аналоговый" синтезатор (Blue Synth), имитатор Minimoog (Miniscope), восьмиоператорный FM-синтезатор (FM-one), вокодер, модульный синтезатор (Modular), 32-канальный 16-подгруппный микшер (Big Mixer), 16-канальный упрощенный микшер (Dynamixer). Из обработки есть компрессор, линия задержки, хорус, фленджер, фейзер, эквалайзер и резонансный фильтр. Увы, пока что отсутствует ревербератор. Но фирма CreamWare собирается продолжить выпуск виртуальных устройств для Pulsar. По заверениям фирмы, все они будут бесплатными.

Как производилось испытание
Pulsar был установлен в компьютер с процессором P233 MMX, 96 Мб оперативной памяти, материнской платой Iwill P55HUB, двумя дисками Quantum Fireball ST и 4 Мб видеоадаптером ATI 3D Rage Pro. Стерео вход и выход платы были заведены на микшер Mackie 1402 VLZ. SPDIF вход и выход соединены с минидисковой декой Sony. Фирма МиксАрт также предоставила 16-канальный рэковый блок преобразователей A16 той же самой CreamWare. Он был подключен оптическими кабелями к ADAT портам Pulsar. Часть его аналоговых входов и выходов также были заведены на микшер. Прослушивание устройства осуществлялось при помощи мониторов Alesis Monitor One и наушников AKG K 270.

Надо сказать, что компьютер, в который устанавливался Pulsar, был лишь немного мощнее минимальной конфигурации (P166 MMX, 64 Мб оперативной памяти). Сама фирма CreamWare рекомендует использовать Pentium II 300 со 128 Мб оперативной памяти и AGP видеоадаптером (8 Мб). Но, забегая немного вперед, хочется сказать, что даже на моем компьютере все работало совершенно нормально.

На компьютере была установлена операционная система Windows 98 и практически все самые популярные программы для работы со звуком и MIDI: Cakewalk Pro Audio 8.01, Cubase VST 3.553, Logic Audio Platinum 3.5, Samplitude 2496, Sound Forge 4.5, WaveLab 2.01, ReBirth RB 338 2.0 и GigaSampler 1.5. Из всех перечисленных программ с Pulsar отказался работать только Gigasampler. Остальные с ним вполне ужились. Были некоторые проблемы, но о них позднее.

Первые шаги
Процесс установки Pulsar в компьютер ничем не отличается от установки любой другой Plug-n-Play звуковой платы. Windows 98 автоматически распознала новое устройство и попросила вставить компакт-диск с драйверами. После их установки запустился мастер установки программного обеспечения, и после перезагрузки компьютера все было готово к работе. Но прежде, чем перейти к дальнейшим шагам, я проинсталлировал и обновление Pulsar Background, которое было скачано с сайта CreamWare. На все эти действия я потратил не более десяти минут.

Рис. 2

После установки я открыл Панель управления и зашел в раздел Система/Звуковые, видео и игровые устройства. В нем появилась новая строка - Pulsar. Двойной щелчок мыши на этой строке открыл окно свойств испытуемого устройства. На странице настроек (рис. 2) можно указать суммарное количество виртуальных портов ввода и вывода для аудио и MIDI. На всякий случай напомню, что это - количество портов, которые будут видеть приложения Windows и оно никак не связано с количеством физических входов и выходов платы. Например, если в поле Output Devices указать цифру 3, то, запустив программу Cakewalk, вы увидите три порта воспроизведения звука - Pulsar Play 1, Pulsar Play 2 и Pulsar Play 3, которые можно назначить на разные дорожки. А вот какие физические выходы будут скрываться за этими названиями (или эти порты будут виртуальными для связи разных программ) можно установить совершенно произвольно с помощью программы Pulsar Background.

 
Рис. 3  
   

После этого я запустил Pulsar Background (рис. 3). Передо мной оказались два окна: окно проекта, в котором можно рисовать схемы коммутации, и окно менеджера файлов, с помощью которого открывается доступ к файлам виртуальных устройств. В окне проекта после запуска программы уже присутствуют графические изображения физических входов и выходов, и виртуальных портов. А для того, чтобы активизировать то или иное устройство (например, синтезатор), нужно просто мышью перетащить его из окна менеджера файлов в окно проекта. После этой операции в последнем появляется прямоугольник, символизирующий устройство, а в нижней части рабочего окна Pulsar Background появляется соответствующая пиктограмма. Для виртуальной коммутации достаточно в окне проекта щелкнуть мышью сначала по изображению выхода одного устройства, а затем по изображению входа другого - между ними появляется синяя линия, если по этому пути движутся аудио сигналы, или красная - если MIDI.

Для того, чтобы получить доступ к виртуальным регуляторам устройства, надо дважды щелкнуть мышью либо на его пиктограмме, либо на его изображении в схеме коммутации в окне проекта. После этого на экран выводится соответствующая панель управления. Забегая немного вперед, хочется отметить, что панели всех устройств Pulsar выполнены оригинально - каждая имеет собственный стильный интерфейс. Но при этом дизайнеры постарались, чтобы работать с таким интерфейсом было действительно удобно - при всем разнообразии цветов и оттенков нужные регуляторы оказываются всегда перед глазами, а не где-нибудь на заднем плане замысловатого рисунка.

Освоившись со способами виртуальной коммутации, я нарисовал первую схему: MIDI вход платы (Pulsar MIDI source) соединил с синтезатором EZ Synth (рис. 4), а выход синтезатора - с аудио выходом платы (Pulsar analog destination). Нажал клавиши на подключенной MIDI клавиатуре. Синтезатор выдал довольно плотную пилообразную волну, чем-то похожую на звучание программного синтезатора Generator. Звучание мне понравилось - синтезаторы на основе воспроизведения семплов звучат менее сочно.

 
Рис. 4  
   

После этого, я приступил к знакомству с остальными синтезаторами. Звучания "аналоговых" синтезаторов (EZ Synth, Blue Synth, Miniscope и модульный) довольно близки и отличаются, в основном, навороченностью. Пресеты довольно разнообразные - даже беглое знакомство с ними позволяет составить представление о возможностях устройств. Любые регуляторы на панелях управления синтезаторов могут управляться по MIDI, чем я тут же воспользовался и завел на ручку частоты среза резонансного фильтра колесо модуляции клавиатуры. FM-синтезатор имеет свое собственное характерное звучание и позволяет получать весьма своеобразные "сложнопротекающие" звуки. Короче говоря, синтезаторами я остался вполне доволен - пользователь Pulsar получает неплохой инструментарий для создания модной музыки.

 
Рис. 5  
   

После этого я занялся семпл-плеером (рис. 5). В комплект поставки Pulsar входит компакт-диск формата Akai. Я вставил его в CD-ROM компьютера, щелкнул на букве диска в менеджере файлов Pulsar Background и через несколько секунд у меня перед глазами появилось оглавление диска. Я выбрал нужную программу и просто перетащил ее в специальное окошко на панели семпл-плеера. CD-ROM затарахтел и через несколько секунд программа была загружена в оперативную память компьютера (семпл-плеер читает программы именно оттуда). Пробежался по клавиатуре - все нормально работает, нет никаких тресков и щелчков.

На следующем этапе знакомства я решил попробовать записать свою игру на синтезаторе при помощи программы Sound Forge - то есть, осуществить преобразование MIDI в аудио. Так как оказалось, что на аналоговый выход платы нельзя завести звук сразу с двух устройств (синтезатор и аудио порт), пришлось воспользоваться микшером. Зато сигнал лишь с одного выхода микшера можно растиражировать на любое количество портов. Этим я и воспользовался: выход микшера был заведен и на аналоговый выход платы (Pulsar analog destination) и на звуковой порт ввода (Wave destination). А звуковой порт вывода (Wave source) был подключен ко входу микшера для того, чтобы можно было воспроизводить запись одновременно с исполнением новой партии синтезатора (эта схема показана на рис. 3). На всю коммутацию я потратил меньше минуты.

После этого я открыл программу Sound Forge, включил запись и принялся играть на EZ Synth. Все мое исполнение было записано. Запустив воспроизведение, я принялся сравнивать звук синтезатора с его записью. Но как я ни прислушивался, никакой разницы не улавливалось - запись полностью соответствовала оригиналу.

Многоканальная MIDI и аудио запись
Через некоторое время я решил записать небольшой фрагмент, состоящий из нескольких MIDI и аудио дорожек при помощи программы Cubase VST. В комплект поставки Pulsar входит ASIO драйвер и мне не терпелось опробовать его в работе. Кроме этого, я решил проверить, как Pulsar будет работать с внешними процессорами эффектов, подключенными к 16-канальному блоку преобразователей A16.

Итак, два выхода A16 я подключил к мониторам, еще два выхода соединил со входами двух процессоров эффектов Alesis MidiVerb 4. Выходы процессоров были заведены на входы A16. Внешняя коммутация была завершена. После этого я открыл Pulsar Background и через некоторое время создал схему движения сигналов, показанную на рис. 6.

 
Рис. 6  
   

В этой схеме самую главную роль играет 32-канальный микшер (рис. 7). К нему подключены восемь выходов ASIO порта (ASIO source), три синтезатора и два семпл-плеера. Надо сказать, что синтезаторы и семпл-плеер Pulsar не могут работать с несколькими MIDI каналами. Зато в среде Pulsar Background можно запускать сразу несколько однотипных устройств синтеза звука и раскидывать их по разным MIDI каналам. В моей схеме два одинаковых семпл-плеера как раз и были присвоены второму и третьему MIDI каналам и в них были загружены разные программы.

 
Рис. 7  
   

Посылы и возвраты виртуального микшера были заведены на внешние процессоры эффектов посредством ADAT портов (ADAT source и destination). Мониторный выход микшера также был подключен через ADAT интерфейс к первой паре выходов A16. А вот линейный выход микшера я подключил к звуковому порту (Wave destination) для того, чтобы при сведении готовый микс сразу записывать при помощи программы Sound Forge.

После создания схемы коммутации я запустил Cubase VST и приступил к настройке. Открыв Audio System Setup (Audio/System), я выбрал в списке ASIO Device драйвер Pulsar (рис. 8). Кстати говоря, он носит название ASIO Scope, а Scope - это система фирмы CreamWare, которая только готовится к выпуску. Но в отличие от Pulsar у нее будет не четыре, а целых пятнадцать процессоров SHARC, да и по своим возможностям синтеза и обработки звука она будет многократно превосходить Pulsar.

 
Рис. 8  
   

После выбора драйвера Pulsar, в диалоге системной настройки появилось значение времени ожидания (Latency) - 139 мс. Я открыл диалог настроек синхронизации (Options/Synchronization) и указал значение System Preroll (Откат) 150 мс. Затем, открыв мониторную секцию аудиомикшера Cubase, я активизировал подгруппы 2-4 для того, чтобы раскидать дорожки по каналам микшера Pulsar. Кстати говоря, в Pulsar Background можно указывать любое число каналов у ASIO портов, а Cubase VST читает эти настройки и автоматически создает нужное количество подгрупп в мониторной секции или нужное количество входных каналов.

Работа по созданию музыкального фрагмента началась с загрузки в первый семпл-плеер программы с лупами ударных. После этого я переключился из Pulsar Background в Cubase VST, выбрал у MIDI дорожки второй канал (на этом канале в моей схеме сидел первый семпл-плеер) и набросал ритмическую фактуру будущего отрывка. Послушал, что получилось. Открыл микшер Pulsar и при помощи эквалайзера немного приподнял низкие частоты у ударных, а затем добавил немного реверберации с MidiVerb. Затем я настроил новую дорожку на Miniscope (5 MIDI канал) и, воспользовавшись готовым пресетом, придумал басовую линию. За ней последовала запись клавишного подклада при помощи второго семпл-плеера.

Закончив с болванкой, я приступил к записи аккомпанирующей (на две дорожки) и соло гитар. После ее окончания я переключился в Pulsar Background, открыл микшер и немного подкорректировал гитары эквалайзером и добавил реверберации с MidiVerb. В завершении работы я записал пару MIDI дорожек с помощью EZ Synth и Blue Synth - их я использовал для создания ритмического наполнения. При записи партий обоих синтезаторов я довольно активно покрутил ручки глубины и частоты среза резонансного фильтра. И для придания окончательного блеска я обработал последние две дорожки ритмизированной задержкой со второго MidiVerb.

Наступило время сведения. Я переключился в Pulsar Background и активизировал пульт дистанционного управления секвенсором (рис. 9), который по умолчанию настроен на Cubase. Пользоваться им оказалось очень удобно - не надо все время щелкать кнопками Alt и Tab для старта и перемотки секвенсора. После этого я запустил Sound Forge, активизировал диалог записи и отстроил уровень при помощи мастер-фейдера микшера Pulsar. Осталось запустить воспроизведение в Cubase и запись в Sound Forge - композиция была сведена.

Рис. 9

Во время работы не возникло никаких проблем - все работало очень хорошо. Когда же я все записал и начал сводить, компьютер начал очень медленно переключаться между окнами. Уже после окончания сведения я запустил утилиту System Information из пакета Norton Utilites 3.0 и посмотрел, что делается в оперативной памяти моей машины. Результат оказался довольно занятным: Pulsar Background (вместе со всеми виртуальными устройствами и программами семпл-плееров) занимал 61 Мб, Cubase VST - 10,5 Мб, а Sound Forge - 8,78 Мб. Всего же было занято 103 Мб памяти Windows (на System Information приходилось всего 4,93 Мб). Вот почему переключение между окнами замедлилось - поскольку в моем компьютере всего 96 Мб оперативной памяти, операционная система Windows начала активно использовать файл подкачки, что резко замедляет работу приложений. Так что рекомендация фирмы CreamWare иметь 128 Мб оперативной памяти не выглядит пустой прихотью. А если активно использовать семпл-плееры Pulsar и загружать в них программы большого объема, то и все 256 Мб не покажутся роскошью.

Созданная мною схема коммутации заняла 3/4 ресурсов процессоров Pulsar. Причем, по ходу работы загруженность процессоров была выше, но впоследствии я ее оптимизировал при помощи точной настройки количества голосов каждого синтезатора и семпл-плееров. Производится эта операция очень просто: в диалоге пресетов всех устройств синтеза звука есть небольшое окошко Voices, в котором можно проставить нужное значение. В момент сочинения партии я увеличивал полифонию (и, соответственно, и загруженность процессоров) для того, чтобы не испытывать неудобства при игре, а после записи - уменьшал до необходимого значения.

Во время работы обнаружилось и слабое место Pulsar - низкая реальная полифония его синтезаторов. Например, Miniscope позволяет работать только с восемью голосами - девять уже перегружают процессоры (помимо Miniscope работает только простой микшер). Разумеется, если установить максимальное количество голосов на одном из синтезаторов, то другие виртуальные устройства загрузить уже не получится. Путем несложных экспериментов была установлена следующая максимальная полифония для синтезаторов Pulsar: семпл-плеер - 32 голоса, EZ Synth - 16 голосов, Miniscope и Blue Synth - восемь голосов, Modular (схема средней сложности) - четыре голоса.

Но во время реальной работы низкая полифония легко побеждается записью партии синтезатора на аудиодорожку. Для этого достаточно соединить выход синтезатора со входом звукового или ASIO порта и нажать кнопку записи в соответствующей программе. После этого можно удалять синтезатор, а освободившиеся ресурсы процессоров использовать для других целей.

Кстати, даже при близкой к максимальной загрузке собственных процессоров Pulsar ведет себя весьма устойчиво и не думает над каждой командой по минуте, как это часто бывает с обычными компьютерными программами. Правда, я один раз все-таки "повесил" компьютер прямо во время работы, но это произошло, когда были открыты Cubase VST и Sound Forge, и я, переключившись на Pulsar backgroung во время воспроизведения композиции, решил быстро вернуться назад и щелкнул по кнопке Cubase на панели задач Windows 98 еще до полной прорисовки экрана. Но это стоит списать на несовершенство операционной системы компьютера.

Завершив опыт с Cubase, я решил попробовать поработать с Cakewalk. Для этого я изменил схему коммутации, заменив ASIO порты на четыре Wave порта. Однако, меня ждало разочарование. Во-первых, появилась небольшая задержка при прохождении сквозного MIDI сигнала. Померить ее не удалось, однако по ощущениям она была в районе 50-100 мс. Во-вторых, аудиодорожки отставали от MIDI треков примерно на 0,5 сек. Правда, задержку эту я победил, изменив значение Offset в соответствующем диалоге настроек. Но это было еще полбеды. Когда я попытался записать аудиодорожку одновременно с прослушиванием другой, то новая дорожка записалась с отставанием в те же полсекунды. Как я ни бился, никакими настройками это не лечилось. Кстати говоря, задержку эту я заприметил в самом начале испытания - она ощутима, когда нажимаешь кнопку воспроизведения в аудиоредакторе - но тогда я не придал ей значения. Короче говоря, удрученный, я закрыл Cakewalk - работать с такими задержками совершенно невозможно.

Скорее для очистки совести, я запустил Logic Audio и попробовал записать две аудиодорожки там, пользуясь уже готовой схемой коммутации. К моему величайшему изумлению, никаких отставаний одной дорожки относительно другой там не было и в помине. Мало того, когда я попробовал записать и MIDI трек, то и он работал совершенно синхронно с уже готовыми аудио дорожками. Конечно, была небольшая задержка с появлением звука при нажатии кнопки воспроизведения или записи. Но такая задержка возникает в Logic и когда работаешь с обычными звуковыми платами - так что ничего удивительного.

Это поставило меня в тупик. Ведь и Cakewalk и Logic работают со стандартными ММЕ драйверами (а виртуальный аудио порт Pulsar именно таким драйвером и поддерживается). А результаты - разные. Но скорее всего, объяснение такого эффекта следует искать в разных методах синхронизации, которые используются в этих программах.

После Logic я проверил Samplitude 2496. Однако, в этой программе обнаружился тот же самый эффект, что и в Cakewalk: при записи дорожки, одновременно с прослушиванием уже записанного материала, новая дорожка отстает на 0,5 секунды от остальных. И никакими настройками мне это победить не удалось.

В завершение этого этапа, я проверил Pulsar на предмет совместимости с ReBirth RB 338 2.0. Программа работала нормально, а время реакции на поступающие MIDI команды составило 60 мс.

Устройства синтеза звука
На предыдущих этапах испытания я ознакомился с синтезаторами достаточно поверхностно. Пришло время узнать их поближе - ведь наличие синтезаторов и семпл-плеера формата Akai, пожалуй, одна из самых привлекательных сторон Pulsar.

EZ Synth (рис. 4). Главная особенность этого синтезатора - простота использования и минимальная загрузка процессоров Pulsar. Синтезатор очень просто устроен: один генератор, один фильтр и хорус. На панели EZ Synth расположены три секции, в которых сосредоточены органы управления каждым из элементов синтеза. Выход у этого синтезатора - стерео, а панорамирование производится при помощи хоруса. Но, несмотря на простоту, этот синтезатор выдает приличный плотный звук.

Blue Synth (рис. 10). Это уже более серьезный инструмент. Он имеет три генератора (каждый может производить пять разных форм волны), четыре LFO (генератора низкой частоты), фильтр с огибающей и усилитель с огибающей. Все генераторы и фильтры могут модулироваться LFO. В свою очередь, LFO могут быть синхронизированы по MIDI. Выход - моно. С помощью Blue Synth легко создается весь спектр всевозможных пульсирующих звуков. Если же нужно получить звуки, растянутые по панораме, то всегда можно поставить рядом два синтезатора, настроенных на один MIDI канал, и у одного из них немного сдвинуть высоту тона.

 
Рис. 10  
   

Miniscope (рис. 11). По уверению разработчиков этот синтезатор представляет собой "настоящий аналоговый" инструмент. Но я не нашел особой разницы в характере звучания между ним и остальными устройствами синтеза - все синтезаторы Pulsar выдают плотный, немного вязкий звук и, например, звук пилообразной волны Miniscope легко можно повторить на том же Blue Synth. Однако, Miniscope - это дальнейшее движение в сторону навороченности. Панель синтезатора имитирует верхнюю панель легендарного Minimoog, и структура синтеза - точно такая же. Инструмент имеет три генератора (пять форм волны), генератор шума, три LFO плюс отдельный LFO для создания эффекта вибрато, управляемого при помощи колеса модуляции клавиатуры. Сигналы от генераторов смешиваются в микшере и поступают в секцию фильтра с огибающей и на усилитель с огибающей. Есть функция Glide. Выход - моно. Как и у предыдущего синтезатора, для создания стереозвучания надо ставить рядом два Miniscope.

 
Рис. 11  
   

FM One (рис. 12). Если вы помните, у Yamaha DX 7 было шесть операторов. У FM One - восемь. Причем, можно совершенно произвольно создавать алгоритмы синтеза в окошке Operator Switch (на рис. 12 оно в левом нижнем углу). У каждого оператора можно произвольно настраивать частоту и фазу сигнала, панораму, уровень, а также глубину модуляции (у операторов есть по два модуляционных входа). Разумеется, у каждого оператора можно произвольно отрисовывать огибающую. Есть возможность указать зону действия оператора на клавиатуре и создать кривую уровня в зависимости от взятой ноты.

 
Рис. 12  
   

В распоряжении есть два LFO, один из которых управляет модуляцией высоты тона (Pitch modulation), а второй - модуляцией уровня (Amp modulation). У каждого оператора можно указать глубину (Depth) модуляции, создаваемой этими двумя генераторами. Для синтезированного сигнала можно создать огибающие уровня и панорамы или задать значения уровня и панорамы, в зависимости от взятой ноты.

Синтезатор также имеет функции глобальной подстройки высоты тона в полутонах или центах, возможность создания кривых послекасания (Aftertouch) и скорости нажатия клавиш (Velocity), и функцию портаменто (Portamento/Glissando).

Семпл-плеер формата Akai (рис. 5 и 13). На самом деле, в комплект поставки Pulsar входят два семпл-плеера, которые отличаются наличием фильтра с огибающей (все виртуальные регуляторы имеют возможность MIDI управления) и, разумеется, загрузкой процессоров. Но на этом отличия и заканчиваются. У обоих есть функции глобальной подстройки высоты тона и возможность создания ADSR огибающей сигнала.

 
Рис. 13  
   

Modular (рис. 14). Модульный синтезатор Pulsar по своим возможностям легко может конкурировать с программой Generator или синтезатором Nord Modular. По характеру звучания генераторов он похож на остальные "аналоговые" синтезаторы Pulsar, однако позволяет смешивать разные типы синтеза и добиваться неповторимого звука.

 
Рис. 14  
   

В качестве источника звука в модульном синтезаторе могут выступать следующие устройства: Multi Oscillator (Мульти-генератор) - производит шесть форм волны; Super Noise (Генератор шума) - позволяет создавать белый и розовый шумы, а также обрабатывать их фильтром с огибающей и создавать ADR огибающую; Sample Playback - это семпл-плеер формата Akai S1000; FM operator - отдельный оператор для FM синтеза; Wave Table - это генератор производства фирмы Waldorf; Windows MME - DirectX драйвер для ввода звука из других программ. Разумеется, можно использовать несколько однотипных модулей одновременно (например, два мульти-генератора).

Фильтры представлены следующими модулями: 4-Pole Low Pass (пропускающий фильтр низких частот, 24 дБ на октаву), 4-Pole High Pass (пропускающий фильтр высоких частот, 24 дБ/окт), 2-Pole Multi Mode (универсальный фильтр - LP, HP и BP - 12 дБ/окт), 4-Pole Band Pass 1 (пропускающий полосовой фильтр - полоса пропускания определяется внешним источником, подключенным к модуляционному входу), 4-Pole Band Pass 2 (пропускающий полосовой фильтр - полоса пропускания настраивается с помощью ручек на панели модуля), Fixed Filter Bank (11-полосный эквалайзер).

Генераторов огибающей (Envelope) есть целых три шутки: ADSR/Amp - усилитель с четырехступенчатой огибающей (Attack-Decay-Sustain-Release), AD - генератор двухступенчатой огибающей, Simple ADSR - генератор четырехступенчатой огибающей. Генераторов низкой частоты (LFO) два: Large LFO производит шесть форм волны и имеет настройку фазы, задержки и двухступенчатую огибающую, Sine LFO может генерировать только синусоиду, зато требует минимальных ресурсов процессоров Pulsar.

Помимо всего этого, модульный синтезатор имеет большое количество коммутационных устройств, переключателей и микшеров. Причем, многие из них могут модулироваться генераторами или другими устройствами. Есть и эффекты: хорус, фленджер, дисторшн и эффект вращающегося динамика. MIDI устройства представлены MIDI процессором (кривые Velocity и Aftertouch, функция Portamento/Glissando, перераспределение каналов и др.), модулями создания зон Velocity и областей на клавиатуре, генератором MIDI Clock и коммутационными MIDI модулями.

Короче говоря, с модульным синтезатором не соскучишься - его возможности могут удовлетворить любого саунд-дизайнера: модулировать можно что угодно и чем угодно, можно рисовать любые пути прохождения сигнала и создавать самые замысловатые сочетания источников звука.

На сайте CreamWare (www.creamware.com) есть звуковые файлы (в формате MP3), демонстрирующие звучание синтезаторов Pulsar.

Микшеры и обработка
В комплект поставки Pulsar входят два микшера. Первый - 16-канальный Dynamixer. Он имеет минимум органов управления: на каждом канале присутствуют только регуляторы усиления (Gain), уровня и панорамы. Для минимизации нагрузки на процессоры можно настраивать количество активных каналов (на рис. 3 этот микшер показан в четырехканальном варианте). Его можно использовать в тех ситуациях, когда не требуется никакой обработки для сигналов, например, для организации мониторинга или во время создания предварительных набросков.

Второй микшер, как уже упоминалось выше, - 32-канальный с 16 подгруппами (Big Mixer - рис. 7). Его я опишу немного подробней.

Итак, на каждой входной линейке этого пульта есть регулятор усиления (Gain), кнопка переключения полярности, четырехполосный полный параметрический эквалайзер (переключается до и после фейдера), четыре точки разрыва для установки программных модулей обработки, шесть посылов (Aux), регулятор уровня посыла на монитор, регулятор панорамы и фейдер уровня. Рядом с фейдером находится индикатор уровня сигнала в канале и кнопки группировки, заглушения, солирования, а также кнопка прослушивания сигнала до и после фейдера.

Каждая линейка подгрупп имеет регуляторы уровня и панорамы, кнопки солирования, заглушения и назначения на мастер-выход (Assign to Main Mix), а также индикатор уровня. В секции дополнительных каналов (Aux) находятся кнопки включения каждого посыла и стереовозврата, регуляторы их уровня и окошки с информацией о текущей коммутации. У возвратов есть также кнопки назначения. В мастер секции расположены стерео мастер-фейдер с кнопкой объединения (Link), четырехполосный параметрический мастер-эквалайзер, четыре точки разрыва и регуляторы уровней главного, мониторного и трех вспомогательных выходов, а также кнопки их включения и окошки с информацией о маршрутизации сигнала.

На экране одновременно помещаются только восемь входных каналов и мастер-секция. Поэтому в верхней части микшера предусмотрены кнопки переключения групп каналов (четыре группы по восемь входных каналов) и вызова подгрупп. Все регуляторы уровня и панорамы каналов, подгрупп и мастер-секции могут управляться по MIDI (Big Mixer имеет виртуальный MIDI вход). Во время испытания я подключал к Pulsar контроллер Peavey PC 1600 - все отлично работало. Причем, при использовании контроллера совершенно не обязательно держать Pulsar Background перед глазами - MIDI управление действует и "за кадром". То есть, вы совершенно спокойно можете работать с тем же Cubase VST. Разумеется, все ваши манипуляции с внешним MIDI контроллером можно записывать в секвенсор - в дальнейшем микшер будет выполнять все поступающие команды. Однако, вы не можете записывать перемещения виртуальных регуляторов - у Big Mixer нет MIDI выхода.

В посылы/возвраты микшера можно устанавливать модули обработки Pulsar, или коммутировать посылы/возвраты с физическими входами и выходами для использования с внешними процессорами эффектов (что я и делал во время записи и сведения). В разрывы можно устанавливать только модули обработки Pulsar - у Big Mixer нет отдельных разрывных входов/выходов.

Как уже говорилось, пока в комплект поставки Pulsar входят только модули компрессора, линии задержки, хоруса, фленджера, фейзера, четырехполосного параметрического эквалайзера и резонансного фильтра. Все они могут использоваться совершенно независимо от микшера - никто не мешает, например, соединить выход одного из синтезаторов со входом линии задержки. Обработка Pulsar вполне достойна - ее можно сравнить по качеству с лучшими модулями формата DirectX.

Резюме
Pulsar стоял в моем компьютере три недели. За это время у меня не возникло ни одной серьезной проблемы - система работала на удивление устойчиво. Все случившиеся зависания (а их было совсем немного) возникли, когда компьютеру для работы с приложениями не хватало оперативной памяти и начинал использоваться файл подкачки. Если в этот момент я начинал быстро переключаться между окнами, не ожидая полной прорисовки экрана, следовало зависание системы. Но, как уже говорилось выше, это проблема Windows.

Общие впечатления можно сформулировать очень просто: пожалуй, впервые за время моих занятий с компьютерами, имеющиеся возможности превзошли мои потребности. Когда я освоился с системой, то появилось ощущение удивительной легкости работы - любое даже самое бредовое мое желание немедленно реализовывалось и проверялось на практике.

Что мне в Pulsar не понравилось? Проблемы с задержкой при прохождении аудио сигнала через звуковые порты - не в счет. Такие проблемы как правило решаются путем замены драйверов и наверняка фирма CreamWare исправит этот досадный недостаток в ближайшем будущем (напомню - я испытывал один из первых пришедших в нашу страну "Пульсаров"). Помимо этого, я могу посетовать и на преобразователи, стоящие на линейном входе и выходе платы - при мониторинге через блок преобразователей A16 звук значительно лучше. Собственно, я пользовался линейным входом и выходом только в самом начале испытаний, а затем переключился на A16 и был очень доволен результатами.

Низкая полифония некоторых синтезаторов Pulsar - это еще одна проблема, с которой придется столкнуться владельцу системы. Но, как уже говорилось выше, есть и хороший выход - выводить партии синтезаторов на аудиодорожки. Есть и надежда, что в новых версиях программы Pulsar Background и новых виртуальных устройствах работа процессоров будет оптимизирована, что повлечет за собой увеличение полифонии.

Рекомендации по использованию Pulsar просты: если у вас есть необходимая сумма денег, компьютер, и вам нужно единственное универсальное устройство для реализации любых музыкальных проектов, то вам имеет смысл обратить внимание на Pulsar и послушать его (как неоднократно писалось на страницах МО, самым главным критерием выбора являются ваши личные ощущения от устройства). Желательно, конечно, дополнительно иметь и многоканальный блок преобразователей с ADAT интерфейсом и хороший MIDI контроллер. Разумеется, вам придется заложить в бюджет и покупку компакт-дисков в формате Akai S 1000.

С подбором программного обеспечения для многоканальной записи тоже все очень просто: если вы работаете с Cubase или Logic, то никаких проблем у вас не будет. Если же вы работаете с Cakewalk или другой программой, использующей стандартные MME драйверы звуковых плат, то до тех пор, пока фирма CreamWare не решит проблему со звуковыми портами, вам придется каждую записанную аудио дорожку сдвигать примерно на 0,5 секунды в сторону начала композиции, либо переходить на тот же Cubase. Звуковой редактор можно использовать любой, небольшая задержка в начале воспроизведения в этом случае - не помеха.

CreamWare Pulsar 1450$
МиксАрт

  Оценка статьи

Посещений: 18680 | Проголосовавших: 24 | Средняя оценка: 4.0

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА