Начало
 
 


Technosaurus

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Technosaurus

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2001

Аналоговые устройства.

Тechnosaurus - швейцарская компания, с момента своего основания взявшая курс на выпуск аналоговых синтезаторов и связанного с ними оборудования. Вероятно, это решение нашло свое отражение в названии фирмы, одновременно напоминающем об ископаемых ящерах (читай "старых синтезаторах") и указывающем на их техническое перевоплощение. Свою основную цель компания видит в том, чтобы предложить клиенту максимально качественный аналоговый звук, полученный с помощью современных технологий. Во всех изделиях используются только дискретные компоненты, декларируется ручная сборка и компания гарантирует покупателям "Настоящее Швейцарское Качество".

Заявила о себе компания в 1996 году, выпустив после многолетних исследовательских работ модульный аналоговый синтезатор Selector, имеющий MIDI-управление и восемь аналоговых выходов. В зарубежных изданиях первый "Технозавр" был назван великолепным и заслуживающим статуса топ-модели среди подобных изделий.

В 1997 году фирма решила пополнить линейку своей продукции низкобюджетными инструментами и выпустила самый маленький в мире бесклавиатурный аналоговый синтезатор Microcon, положивший начало целой серии устройств под общим названием Small Monster. Спустя непродолжительное время в качестве дополнения к синтезатору был выпущен Cyclodon - 16-шаговый аналоговый секвенсор. Чуть позже появился синтезатор Microcon II, основное отличие которого от Microcon заключается в наличии MIDI. И совсем недавно был выпущен аналоговый процессор эффектов Effexon.

Эпитет "самый маленький в мире" не является преувеличением, поскольку каждый из "Маленьких Монстров" имеет размер обычной видеокассеты и весит около 550 граммов. Мне представилась возможность на практике оценить синтезаторы этой серии. А поскольку и процессор эффектов, и, особенно, секвенсор, разрабатывались именно для поддержки синтезаторов, вполне логичным показалось попробовать их в работе совместно с синтезаторами, что и было сделано.

Для сравнения использовались аналогичные по свойствам и назначению синтезаторы: аналоговый Roland SH 101 и гибридный Novation BassStation Rack. Сравнение проводилось в основном по звучанию, но я принимал во внимание также управляемость, то есть легкость создания желаемого звука.

Работая с инструментами, я записал несколько демонстрационных файлов с различными образцами звуков и одну небольшую композицию.

Microcon
Синтезатор представляет собой настольный одноголосный звуковой модуль с CV/Gate-управлением. Металлический корпус снабжен маленькими резиновыми ножками, удерживающими его даже на наклонной поверхности. Все органы управления расположены на лицевой панели, а коммутация сосредоточена на правой боковой панели корпуса. Это отдельные входы для CV и Gate на миниджеках, моновыход на обычном джеке и разъем для адаптера питания (входит в комплект). Сам разъем питания выполнен не очень хорошо: гнездо неглубокое, а штекер несоразмерно длинный и способен вывалиться, если неосторожно задеть кабель. К тому же разъем не слишком удачно расположен рядом со звуковым выходом.

 
Тechnosaurus Microcon  
   

Синтез звука происходит по классической схеме. Осциллятор (VCO) выдает пилообразный или прямоугольный сигнал (полный диапазон - семь октав). Тон инструмента можно транспонировать на две октавы вниз при помощи переключателя Octave. Ширину импульсов, к сожалению, изменять нельзя, и при использовании прямоугольной формы волны характерный звук меандра всегда прослушивается, как ни выкручивай фильтр. К сигналу осциллятора можно подмешать сигнал с субосциллятора (только прямоугольный), настроенного на одну октаву ниже. Есть регулятор баланса уровней основного осциллятора и субосциллятора. Высота тона может модулироваться сигналом с LFO, глубина модуляции устанавливается регулятором LFO MOD.

Низкочастотный генератор (LFO) может выдавать прямоугольный или треугольный сигнал и имеет регулятор частоты.

После VCO сигнал поступает в пропускающий фильтр низкой частоты (VCF). Фильтр имеет переключатель крутизны спада (12/24 дБ на октаву), регуляторы частоты среза и резонанса, регуляторы глубины модуляции от LFO (LFO MOD) и от огибающей (ENV). В секции фильтра есть специальный переключатель CV, имеющий два положения. В положении OFF фильтр просто запускается от генератора огибающей, в положении ON фильтр отслеживает высоту взятой ноты и автоматически приоткрывается при повышении тона.

Генератор огибающей (ENV) имеет регуляторы атаки и спада, возможность отключения фазы затухания (переключатель Release on/off).

С выхода фильтра звук поступает на усилитель (VCA), имеющий регулятор уровня и переключатель режима формирования амплитудной огибающей: при помощи генератора огибающей (AD), либо от входящего сигнала Gate. При управлении от генератора огибающей длительность звучащей ноты может быть намного меньше продолжительности нажатия на клавишу, что позволяет получать короткие, но весьма звонкие тональные щелчки. Время звучания в этом случае задается регулятором спада (Decay) из секции ENV. В режиме Gate длительность звука совпадает с продолжительностью нажатого состояния клавиши.

Мастер-настройку синтезатора для совместной игры с другими инструментами можно проводить с помощью регулятора Tune из секции Control. В среднем положении регулятора инструмент настраивается под общепринятый стандарт (нота Ля первой октавы имеет частоту 440 Гц), а крайние его положения обеспечивают подстройку высоты до +/-5 полутонов. Там же расположен регулятор портаменто (Glide), позволяющий вводить плавный переход от одной ноты к другой. Между этими двумя регуляторами располагается маленькая красная кнопочка Trig, позволяющая вручную запускать генератор огибающей и прослушивать звук синтезатора без подключения внешней клавиатуры.

Управление синтезатором извне осуществляется с помощью интерфейса CV/Gate. Удивительно, что появление в 1982 году такого, казалось бы, продвинутого цифрового протокола, как MIDI, так и не смогло окончательно вытеснить аналоговое управление. И это даже несмотря на то, что разные фирмы использовали несколько различные интерпретации управляющих сигналов CV/Gate, и, например, секвенсор фирмы Yamaha невозможно было состыковать с синтезатором фирмы Roland без дополнительных ухищрений. Кстати, Roland SH 101 впервые появился в продаже в 1983 году, уже после появления MIDI, но имел для связи с другими приборами только входы и выходы CV/Gate. В изделиях Technosaurus используется тип сигналов, принятый фирмой Roland. Сигнал CV (Control Voltage, 1 Вольт на октаву) управляет высотой ноты. Сигнал Gate (запускающий импульс напряжения) управляет "нажатием" ноты, то есть запуском амплитудной огибающей и огибающей фильтра.

В обычном режиме работы синтезатора его CV-вход соединяется с CV-выходом управляющего устройства кабелем с двухконтактным ("монофоническим") миниджеком. Вход Gate должен коммутироваться посредством трехконтактного ("стереофонического") миниджека, но для передачи управляющего сигнала используется только концевой контакт (tip). Для аудиовыхода используется моноджек.

К синтезатору можно подключать внешний источник звука для его обработки фильтром. В этом случае коммутация несколько изменяется. В аудиовыход следует вставлять кабель со стереоджеком. Тогда по среднему контакту (ring) можно подавать на обработку входной сигнал, а через концевой контакт (tip) звук будет поступать на выход. Во вход Gate нужно вставлять кабель с монофоническим миниджеком, при этом внутренний источник звука отключается. При обработке внешнего сигнала входы CV и Gate синтезатора должны быть соединены с соответствующими выходами управляющего инструмента, поскольку при отсутствии сигналов огибающая VCA не запускается и выходной усилитель закрыт.

В любом режиме работы синтезатора фильтром можно управлять извне, сигналом Filter CV. Для этого нужно коммутировать вход CV синтезатора при помощи стереофонического миниджека: на концевой контакт подается сигнал CV In, на средний контакт - Filter CV.

Microcon II
Вторая модель синтезатора Microcon отличается от первой наличием MIDI-управления. Входной MIDI-разъем расположен на левой боковой панели. Рядом с ним располагается механический селектор каналов. Чтобы выбрать канал для приема MIDI-сообщений, необходимо тонкой отверткой установить переключатель в нужное положение из шестнадцати возможных. Каналы непривычно пронумерованы в шестнадцатеричной системе (от 0 до F), что можно считать просто причудой производителя. Входящие MIDI-сигналы конвертируются в CV/Gate и синхронно транслируются через выходы CV и Gate, выполненные на миниджеках и расположенные на правой боковой панели. На выход CV поступают управляющие сигналы для VCO и для VCF.

 
Тechnosaurus Microcon II  
   

Microcon II, так же, как и Microcon, позволяет использовать собственные фильтры для обработки внешнего сигнала. Для ввода сигнала используется средний контакт (ring) стереоджека, вставленного в аудиовыход. Если нет необходимости управлять еще одним инструментом по CV/Gate, то можно к этим выходам кабели не подключать. А для отключения внутреннего осциллятора достаточно просто вставить в Gate Out в качестве заглушки моно миниджек.

Звуковая начинка синтезатора полностью идентична первой модели. Диапазон осциллятора - семь октав (диапазон напряжений CV - от 0 до 5 В, то есть пять октав, плюс транспонирование на две октавы). Очень удобно реализована приоритетность нот - звучит последняя нажатая. Для быстрых пассажей, особенно при игре легато, лучшего варианта и не пожелаешь. А вот в Roland SH 101, к примеру, приоритетом обладает более низкая нота, вне зависимости от последовательности нажатия, и приходится уже изворачиваться, чтобы хорошо отыграть секвенцию.

По MIDI воспринимаются также сообщения Pitch Bend (+/-6 полутонов), Filter cutoff frequency (контроллер 1, транслируется через CV OUT VCF), Accent on/off (конвертируется из параметра Velocity: при значениях от 100 до 127 есть акцент, при значениях от 0 до 99 - акцента нет). По контроллеру 65 принимается параметр Glide on/off: Glide on = 64...127 / Glide off = 0...63. При взятии одновременно более, чем десяти нот, отрабатывается команда All notes OFF. Правда, необходимости в этом за время работы с синтезатором не возникло ни разу.

В деле
Чтобы начать играть на синтезаторе Microcon, я просто подключил его двумя кабелями (один CV, второй - Gate) к Roland SH 101. И все сразу заработало. Оговорюсь, что играл я попеременно и на первой и на второй моделях, используя для второй MIDI-клавиатуру. Поскольку звучат синтезаторы одинаково, под словом "Microcon" я подразумеваю любой из них. Для специфических случаев я буду указывать конкретную модель.

Первое впечатление от инструмента было весьма приятным. Microcon выдает открытый, плотный и в тоже время прозрачный звук (хорошо подходящий для различных манипуляций), практически не шумит, и когда есть нужда играть очень громко, можно смело крутить ручки усилителя.

По поводу регуляторов Microcon хочется сказать отдельно. Впрочем, это касается регуляторов на всех приборах серии Small Monster. Они хоть и мелкие, но устроены чрезвычайно удобно. Поверхность прорезинена и снабжена канавками, так что пальцы не соскакивают. А сами резисторы очень хорошо демпфированы: движения регуляторов всегда вязкие и основательные, никакие самопроизвольные прыжки во время настройки невозможны. Это очень здорово.

Выбор форм волны, пожалуй, бедноват для современного синтезатора. Правда, и TB 303 не сильно блистал разнообразием, но это было довольно давно (к тому же, TB 303 имел встроенный секвенсор, что в корне меняет дело). Мне бы, например, хотелось иметь в синтезаторе еще и синусоиду - делать сверхнизкий бас для подзвучивания ударных, в частности. Но в дальнейшем про "тоску по синусоиде" я как-то забыл.

Рис. 1 Меандр обладает специфичным и легко узнаваемым "простым" звуком. Скважность прямоугольного импульса изменять нельзя, в отличие от SH 101 и BassStation, поэтому "делать" звук можно только фильтром. Но развертки фильтра звучат богаче и насыщенней на пилообразном сигнале в силу большей плотности его спектра. В качестве иллюстрации предлагаю посмотреть на рис. 1. Там представлены спектры образцов прямоугольной и пилообразной форм волны (одна и та же нота, сыгранная на синтезаторе). Линейчатая структура меандра (слева) четко прослеживается, в то время как спектр пилообразного сигнала (справа) кажется почти сплошным. На рис. 2 представлены сами образцы волновых форм. Периодические всплески амплитуд (с интервалом в p, 2p) принадлежат, вероятно, АЦП звуковой платы и неточности представления аудиоредактора, а все остальное - собственно звуки синтезатора.

 
Рис. 2  
   

Пилообразный сигнал, как ему и положено, звучит чисто и ярко. В верхнем диапазоне плотность звука становится просто потрясающей и способной пробить любую аранжировку. В нижних регистрах голос начинает приятно "ворчать", особенно если завести управление фильтром на генератор огибающей и ввести легкий резонанс. Субосциллятор мне показался умеренно полезным. Предполагается, что при работе в нижних регистрах его звук должен придавать басу дополнительную глубину, однако на практике все оказывается немного иначе. При легком добавлении субтона плотность звука несколько уменьшается, но при этом несколько увеличивается его "ворчливость". При дальнейшем увеличении доли субтона в звуке ощущается его "расслоение": основной тон и субтон слышатся как бы раздельно. Кроме того, при этом уменьшается доля основного тона, придающего мощность звуку, и уровень сигнала на выходе уменьшается. Ну и, конечно, вводя субтон, мы добавляем прямоугольный сигнал вне зависимости от формы волны основного тона, что мне, например, не очень нравится.

По поводу субосциллятора у меня сложилось мнение, что кручение регулятора в процессе игры, конечно, делает звучание более разнообразным, но и слегка размазывает его. Поэтому лучше или заранее установить требуемое положение регулятора, или не трогать его совсем. Но, разумеется, это не аксиома, и в соответствующей аранжировке "живое" кручение может оказаться очень даже уместным, особенно если использовать верхний частотный диапазон, где завал будет не таким ощутимым.

Я в основном работал с чистыми тонами и крутил фильтр - так было интересней. Плотность чистого тона Microcon в басовом диапазоне оказалась очень хорошей и без субосциллятора. В качестве комментария могу предложить прослушать файл TSaurSq_Saw.mp3 (523 Кб), где записана басовая секвенция с использованием прямоугольной формы волны, через несколько тактов резко переходящей в пилообразную. Использовалась вторая модель синтезатора, секвенция была предварительно записана в MIDI. На первой ноте каждого такта запускается огибающая VCO и VCF, выделяя первую долю, далее идет игра легато, но некоторые ноты также выделены акцентом. В обеих частях применялось "накручивание" фильтров - частоты среза и резонанса. Субосциллятор не использовался.

Момент перехода тона с прямоугольной на пилообразную форму волны четко определяется по уплотнению звучания и появлению специфического рокота. Кстати, в этом же файле легко прослушивается, насколько мягко и музыкально "работает" резонанс.

Подобный звук (но не в точности такой же), в принципе, можно получить и на SH 101, однако для этого придется основательно повозиться. Обилие регуляторов довольно навязчиво диктует свои условия: приходится вначале все понемногу потрогать и подвигать, после чего, наконец, можно будет приблизиться к искомому звучанию.

Когда я попробовал проверить это на практике, то обнаружил попутно, что вход CV в SH 101 неверно интерпретирует входное напряжение. Возможно, сказывается почти двадцатилетний возраст инструмента, - на входе присутствует небольшое напряжение смещения, которого там не должно быть. При внешнем управлении SH 101 выдавал завышенный на малую терцию тон. Например, если на управляющем инструменте я брал звук "до", то SH 101 выдавал ми-бемоль, и к тому же не вполне точно. Причем ошибка отрабатывалась одинаково и при использовании в качестве ведущих инструментов Novation BassStation и Technosaurus Microcon II (оба они использовались в качестве конвертеров из MIDI в CV/Gate), и при работе с секвенсором. Поскольку избавиться от этого простой подстройкой осциллятора не удавалось, пришлось для записи нужной дорожки транспонировать исходные MIDI данные на три полутона вниз, а затем уже проводить точную подстройку штатным регулятором. Но выход CV в SH 101 работал вполне корректно.

Вернусь к звуку. Настраивая Roland, я обнаружил, что его звук в басовом регистре звучит легче и более размыто, чем звук Microcon. Немного не хватает опоры. Если утрировать, то вместо слова "бас" я бы сказал "басовитое гудение", причем довольно мутное. В микшере синтезатора можно независимо выставлять уровень пилообразного и прямоугольного тона, а также уровень субосциллятора. Совместное использование двух сигналов позволяет получать более мощный звук, но все-таки недостаточно "густой" (отмечу, что микширование разных волновых форм с целью уплотнить звук не совсем честный прием для сравнения: я склонен рассматривать это как работу с двумя источниками, хотя физически сигналы снимаются с разных точек одного и того же генератора).

Хочу отметить, что Microcon во всем диапазоне звучит довольно ровно. Это отнюдь не означает, что звучание одинаковое, - оно разное, конечно. А вот плотность звука практически не зависит от его высоты. Звука всегда "хватает", нет необходимости что-то специально выжимать из прибора, и управлять регуляторами на любых частотах одинаково легко. Низы SH 101, как я уже говорил, несколько размытые, и даже пилообразная волна звучит довольно "истощенно". Только при переходе на нижнюю середину и в верхний диапазон достигается значительная плотность звука. Роландовские фильтры имеют характерный, знакомый многим оттенок звучания, особенно проявляющийся при вводе резонанса. Сразу вспоминается TB 303 с его стрекочущими басовыми линиями. Введение резонанса как бы привносит в звук что-то постороннее. Нельзя определенно сказать, хорошо это или плохо, - это визитная карточка синтезаторов фирмы Roland, и многие замечательные музыкальные композиции существуют именно благодаря этим свойствам фильтров. В тестовом музыкальном фрагменте (о нем будет сказано далее) использовать особенности звучания фильтров SH 101 не предполагалось; напротив, мне приходилось от этого всячески избавляться, чтобы сохранить схожесть построения звука. Вероятно потому, что первоначально композиция задумывалась и записывалась на Microcon, а затем подобные партии отыгрывались на SH 101. Фильтры Microcon другие, более нейтральные и цельные, что ли, - довольно трудно подобрать правильное слово. Но звучат они красиво, и увеличение резонанса дает весьма музыкальный результат.

А вот фильтры BassStation по сравнению с фильтрами Microcon мне показались довольно корявыми. Да и сам звук BassStation несколько иной - видимо, сказывается его гибридная природа. Что касается собственно фильтра - изменение частоты среза ФНЧ в целом дает неплохой результат, но введение резонанса довольно ощутимо расщепляет звук. Кроме того, если введение резонанса в Microcon плавно добавляет к основному тону свист, то BassStation при аналогичных действиях начинает прямо-таки злобно кричать.

Познакомившись со всеми инструментами, я решил записать небольшую композицию, раскрывающую их возможности. От аналогового синтезатора в большинстве случаев требуется или плотный сочный бас, или "пробивное" соло. Из этих предпосылок я и исходил, выстраивая партии. Поскольку в первую очередь меня интересовал Microcon, то он и был первым инструментом. На нем придумывались партии, на нем же и записывались в первую очередь.

Придумав басовую линию, я отыскал для нее в библиотеках семплов несколько вполне подходящих барабанных лупов. Потом разложил лупы на дорожке аудиоредактора и записал бас (использовался Microcon II с MIDI-клавиатурой). Вначале, конечно, я записал басовую партию в MIDI, а затем уже переписывал в аудио. При воспроизведении освободившимися руками крутил регуляторы фильтра с резонансом. Подклад (синтетический стрингс) был записан с использованием звукового модуля Roland M-SE 1 (String Ensemble). Затем при помощи секвенсора Cyclodon (о нем будет сказано далее), соединенного с синтезатором Microcon, была отыграна сольная партия. Для соло я настроил амплитудную огибающую синтезатора таким образом, чтобы звуки были максимально короткими, но в то же время разборчивыми. В качестве небольшого украшения в конце композиции были размещены куски сольной партии, обработанные задержкой (штатная обработка Cool Edit Pro), а в начале - партия того же соло, но сыгранная на две октавы ниже. Потом я решил дописать в средней части еще одну дорожку баса живьем, без секвенсирования. Так появилось что-то вроде "басового соло".

Таким образом, можно считать, что все партии в композиции отыгрывались на одном синтезаторе Microcon, за исключением ударных и подклада.

Закончив с Microcon, я записал ту же композицию с использованием Roland SH 101. Поскольку этот инструмент имеет только CV/Gate-управление, басовая линия, записанная в MIDI, проигрывалась с использованием Microcon II в качестве конвертора. Секвенсор Cyclodon подключался к инструменту напрямую, а "басовое соло" было опять сыграно живьем. Заранее отмечу, что развертки фильтра на басовой дорожке не получились абсолютно синхронными с "технозавровской" дорожкой, поскольку регуляторы частоты среза и резонанса двигались вручную, и каждый раз немного по-своему. Сохранилось лишь общее соответствие.

Демонстрационные композиции называются Tsaur_mix.mp3 (1,03 Мб) и Roland_mix.mp3 (1,03 Мб). А вот записать такой же микс, используя Novation BassStation, мне не удалось. Вернее, не то, чтобы совсем не получилось, - я просто решил этого не делать. Постараюсь объяснить причину.

Во-первых, у этого синтезатора аналоговые генераторы с цифровым управлением (DCO), и что бы там ни говорили производители, звучит он иначе, чем обычный аналоговый инструмент, как-то зацикленно.

Большинство пресетов Novation BassStation имеют жужжащий характер и не вполне подходят в качестве солирующих инструментов. Вроде бы это басы с кучей насильственно внедренных гармоник, но какие-то раздрызганные. Их удобнее использовать, скорее, для подкладов и украшений, чем для опоры. Проигрывая одну и ту же басовую секвенцию поочередно на всех синтезаторах, я убедился, что вариант BassStation в случае использования пресетов выдает наименее удовлетворительный звук в смысле плотности и собранности звучания. Но, по этой же причине, для второстепенной партии баса или для пульсирующих подкладов ему равных нет. Кроме того, если на некоторых пресетах прибрать фильтр и совсем убрать резонанс, то вместо обычного баса получается мощный низкочастотный удар, как нельзя более кстати подходящий для подзвучивания бас-барабана. Но нужно было еще играть соло.

Чтобы избавиться от явно "цифрового" звучания, я пробовал отключать один из двух осцилляторов и настраивать второй по аналогии с другими инструментами. Действительно, местами получался вполне приемлемый звук, причем мне удавалось создать бас, звучащий даже плотнее, чем на SH 101. Но управлять им неудобно: чтобы поправить пресет, приходится довольно долго возиться с регуляторами. Возможно, конечно, записать в память инструмента собственные настройки и быстро вызывать их. Но даже исправленные звуки BassStation не укладывались в микс так, как мне бы хотелось. Крутить фильтр было довольно опасно, особенно резонанс, - здесь требовался совсем иной звук. В результате идея записать данный микс на BassStation была отвергнута.

Устав бороться с фильтрами, я решил выяснить, в чем же их отличие от прочих. Подключил выход BassStation к входу фильтра Microcon и провел небольшой эксперимент, состоящий в поочередной обработке одного и того же звука BassStation сначала собственными фильтрами, а затем фильтрами Microcon. Вначале на "технозавре" полностью открыл фильтр и убрал резонанс. Затем на BassStation выбрал пресет, убрал из него один голос и настроил регулятор резонанса таким образом, чтобы при изменении частоты среза свист только-только начинал появляться, не забивая собой звук. Затем записал файл, проигрывая секвенцию и одновременно закрывая, а потом открывая фильтр. После этого сделал "обратные" настройки. На BassStation полностью открыл фильтр и убрал резонанс, а на Microcon'е подстроил резонанс до момента возникновения свиста. Затем вновь записал звук, закрывая и открывая фильтр уже на синтезаторе Microcon. В обоих случаях крутизна спада характеристики фильтра выбиралась 24 дБ/окт.

В результате поочередного прослушивания файлов я убедился в том, что "технозавровские" фильтры мне нравятся больше, поскольку деликатнее обращаются со звуком. Вариант BassStation звучит хуже, поскольку резонанс так и норовит сорваться в крик, даже тогда, когда его об этом не просят.

Файл с записью работы фильтров BassStation называется BassSt_filt.mp3 (190 Кб), с фильтрами Microcon - BassSt_TSfilt.mp3 (192 Кб). Разница в звучании данных примеров может показаться не столь явной, как при экстремальных настройках, но демонстрировать такие режимы работы я не стал по идеологическим соображениям: выкрученный до упора резонанс на практике почти не используется, а вот момент срыва тона в свист - да.

Впечатления и выводы
После индивидуальной проработки каждого синтезатора и записи микса мне было несложно составить представление о каждом инструменте и дать ему оценку. В результате первое место я, безусловно, отдаю швейцарской компании Technosaurus и ее синтезаторам. Со вторым местом сложнее, поскольку и Roland SH 101, и Novation BassStation Rack примерно одинаково хороши, хотя и каждый по-своему. Поэтому, чтобы не надрываться, взвешивая все "за" и "против", так и оставлю оба эти инструмента на втором месте.

Чем же Microcon лучше? Если коротко, то у него самый чистый и плотный звук, самые "красивые" фильтры и самое простое управление. При работе с синтезатором мне приходилось использовать не более пяти регуляторов и двух-трех переключателей. Этого хватало на то, чтобы произвести все мыслимые настройки и придать звуку нужный характер в течение буквально нескольких секунд. Сам звук показался мне наиболее прозрачным и открытым среди всех участвовавших в сравнении инструментов. При прослушивании микса все партии этого синтезатора были явно различимы и самостоятельны, несмотря на разницу в уровнях и на то, что, например, две басовые линии местами тембрально пересекались. В то же время плотность и в нижнем, и в верхнем диапазонах весьма высока, причем бас очень густой сам по себе, без субосциллятора. Фильтр работает мягко при любой крутизне спада характеристики, и звучит красиво как с резонансом, так и без него.

Хочу отметить, что первоначально я сводил микс, работая в наушниках (Sennheiser HD 580), несколько привык к звуку и был им вполне доволен. Закончив "тихое" сведение, я переключился на акустические системы и с удивлением отметил, что звучание Microcon стало еще лучше, особенно в басовой части. Бас звучал жирно, сочно и очень упруго. При этом звук нельзя назвать агрессивным. Вот BassStation - да, там куча агрессивных пресетов, которые при всей своей резкости проигрывают в плотности. Microcon звучит очень собранно и напористо, одновременно мягко, но очень конкретно.

Кстати, швейцарским конструкторам удалось развенчать один из "постулатов" ценности звука аналоговых синтезаторов. Считается, что одним из важнейших факторов, влияющих на красочность и плотность звучания, являются различные флуктуационные процессы, присущие аналоговым схемам: температурные дрейфы токов, смещение рабочих точек транзисторов и т. п. Такие процессы в старых инструментах приводили к нестабильности строя и его изменениям во времени. В инструкциях по эксплуатации к некоторым синтезаторам даже специально писали, что инструмент необходимо прогреть перед окончательной настройкой (это особенно актуально при наличии двух и более осцилляторов на голос). Microcon, будучи настроенным сразу после включения, не теряет строй даже после двух-трех часов непрерывной работы. Но его звук от этого не становится менее аналоговым.

Roland SH 101 имеет более размытый и труднонастраиваемый голос. Мощность звучания инструмента с одной выбранной формой волны явно проигрывает швейцарскому изделию. При смешивании нескольких волновых форм звук умощняется, но плотности в нем все же недостаточно, он немного завуалирован и распылен. "Солирующая" басовая партия в миксе звучит довольно жидко, и ничего поделать с этим я не смог. При сведении возникало стремление вывести ее уровень немного повыше, но когда казалось, что вот наконец появился звук, я ловил себя на том, что он уже ощутимо заглушает остальные партии. Тусклый звук приводит к тому, что две различные дорожки с басами начинают сливаться, что губительно сказывается на драйве композиции.

Кроме того, настраивать нужный голос на инструменте несколько труднее, во всяком случае, при подготовке дорожек для микса я порядком подвигал ручки (штук восемь, примерно) и переключатели. Ни манипуляции с четырехступечатым генератором огибающей, ни дополнительная артикуляция с помощью фильтра, управляемого от огибающей, не помогли создать такой же упругий бас, какой выдавал Microcon. Я не вполне доволен тем звуком, которым записана композиция, резвости ему не хватает, особенно внизу.

Что касается Novation BassStation Rack, то сравнение его с прочими синтезаторами не совсем честное, поскольку это не полностью аналоговый инструмент. Тем не менее, учитывая, что цели использования синтезатора, в общем, аналогичны целям применения истинно аналоговых устройств, он все же участвовал в работе.

Прежде всего, хочу отметить неоднозначность моего отношения к звучанию этого инструмента. Из всех имеющихся в памяти синтезатора пресетов ни один не был похож на звучание прочих синтезаторов. Звуки такого характера я бы назвал, скорее, подкладочными, чем солирующими. Кстати, "пробивная способность" пресетов почти никакая. В силу этого они не подходили моим целям и в этом ракурсе мне не нравились. Но, с другой стороны, именно такое звучание недостижимо для других использовавшихся синтезаторов, и если бы мне понадобилось сделать в миксе цветистую развертку подкладочного звука, "похожего на аналоговый", я бы воспользовался именно этим инструментом. В том же SH 101, даже если сложить в микшере VCO все имеющиеся формы волны и завести PWM (модуляцию ширины импульса), подобный звук получить не удастся. В этом смысле мне Novation BassStation очень даже симпатичен.

Если отвлечься от воспроизведения пресетов и заняться собственно синтезом, то наружу выползают еще два фактора: сложность настройки и не очень благозвучные фильтры. При переключении пресетов не важно, в каком положении в данный момент находятся регуляторы, все звучит так, как прописано в настройках пресета. Но, тронув какую-нибудь ручку, можно мгновенно создать совсем иной звук, зачастую не тот, который хотелось бы. Настраивать регуляторы огибающих (в секции Envelopes) мне было немного сложнее, чем на других инструментах. В конце концов, конечно, и здесь можно довести звук до требуемой кондиции. Можно отключить второй осциллятор, чтобы создать что-нибудь одноголосное и простое, но когда начинаешь играть, то очень быстро наталкиваешься на жесткую работу фильтра. Повторю еще раз, мне фильтр с резонансом показался чересчур агрессивным, даже немного гротескным, что ли, - аналоговый ли он вообще? Чтобы создать "кричащие" и ревущие развертки фильтра, много ума не надо, в конце концов, можно навесить дополнительную обработку, хотя бы дисторшн, или дополнительный фильтр. Средства покорежить звук найти всегда легко. А вот сделать его теплым и мягким создатели так и не смогли, и звучание синтезатора иногда просто утомляет. Однако в сравнении с SH 101 выясняется, что повышенная агрессивность Novation BassStation дает ему возможность в некоторых случаях потеснить реальный аналоговый инструмент.

Секвенсор Cyclodon
Как уже упоминалось ранее, мне в руки попали не только синтезаторы Technosaurus, но и сопутствующие им аналоговые устройства: секвенсор Cyclodon и процессор эффектов Effexon.

Cyclodon позволяет записать всего один паттерн (такт), который может содержать произвольное количество долей, от одной до шестнадцати, с шагом в одну долю. Для выбора размера такта есть специальные делители, выполненные в виде набора из четырех двухпозиционных переключателей, с "весом" 1, 2, 4, 8 (долей). Включая их поочередно и совместно можно получить требуемое количество шагов, а шестнадцать долей получается при отключении всех четырех.

 
Тechnosaurus Cyclodon  
   

Секвенсор имеет внутренний генератор, позволяющий задавать темп воспроизведения в диапазоне от 25 до 250 ударов в минуту (bpm). Есть также вход DIN-Sync для синхронизации с внешним источником. Есть кнопка Run/Stop и переключатель ручного и автоматического режимов работы. В автоматическом режиме работы после запуска циклически проигрываются все доли такта. Звучание каждой доли сопровождается свечением зеленого светодиода, который расположен рядом с соответствующей ручкой настройки. В ручном режиме каждое нажатие кнопки Run/Stop воспроизводит один очередной шаг паттерна. Этот режим удобно использовать для создания секвенций. Выход секвенсора подключается к входу синтезатора двумя отдельными кабелями на миниджеках: CV и Gate.

Прибор имеет программируемую функцию Clock Divider, с помощью которой можно задать соответствие шага паттерна определенной длительности ноты. Доступны установки: целая, половинная, четвертная, восьмая и шестнадцатая.

Программирование секвенсора насколько просто, настолько же и трудоемко. Имеются шестнадцать ручек (переменные резисторы, расположенные в два ряда, по восемь штук в каждом), вращением которых и выбирается требуемая высота тона для каждого шага. Никаких ступенчатых регулировок по нотам - только плавное изменение напряжения, то есть частоты ведомого генератора. Выходные сигналы секвенсора - CV и Gate - имеют диапазон от 0 до +5 В. Зная, что в синтезаторе чувствительность VCO составляет 1 В/окт, легко догадаться, что секвенция может содержать любые ноты в диапазоне пяти октав. Несмотря на свою "аналоговость", секвенсор очень хорошо держит строй. Единожды установив высоту нот можно уже не беспокоиться о подстройке.

Чтобы начать запись паттерна, нужно переключиться в ручной режим, нажать и удерживать кнопку Run/Stop. При этом в секвенсоре включается первый шаг, и синтезатор звучит той нотой, на которую настроен первый регулятор. Вращая ручку, задаем нужный тон (в пределах пяти октав), затем отпускаем кнопку. При следующем ее нажатии звучит вторая доля такта, высоту которой настраиваем аналогично. Таким образом и "программируются" все доли. Если же нажимать и сразу отпускать Run/Stop, то секвенсор будет шагать по долям, и звук каждой очередной доли такта будет коротким, в соответствии с продолжительностью нажатого состояния кнопки. Отмечу на всякий случай, что если мы "не программировали" некоторые шаги в паттерне, то есть не крутили ручки, то при запуске секвенсора они все равно будут играть, выдавая ноту, высота которой определяется текущим, пусть даже совсем произвольным, положением движка регулятора. Отключить воспроизведение отдельных шагов нельзя, и самым приемлемым способом избавиться от нежелательных звуков видится опускание их в самый нижний диапазон, где они будут мало слышны. Тем не менее, присутствие этих долей будет достаточно явным, и они наравне с прочими составят ритмический каркас секвенции. При этом можно вынужденно создать приличный мелодический рисунок, который вначале и не предполагался.

Акцент и Glide по долям программировать нельзя - просто нет такой возможности, и это большой минус для секвенсора. Можно, конечно, крутануть портаменто на ведомом синтезаторе, но действовать оно будет на все воспроизводимые ноты, а это уже совсем не то.

Секвенсор оказался неудобным в работе. Запись паттерна (в данном случае более уместно слово "настройка") - довольно кропотливое занятие. Когда я выстраивал секвенцию для демо-композиции, приходилось одновременно держать нажатой кнопку Start, нажимать нужную клавишу мастер-синтезатора и крутить ручку настройки. Настраивать высоту ноты можно только на слух, по биениям, а поскольку полный оборот переменного резистора означает изменение тона в пределах пяти октав, легко представить сложность "отлавливания" нужной ноты. Особенно тяжело это делать в верхних регистрах.

Кроме того, индикаторы доли такта (зеленые светодиоды), зажигающиеся при воспроизведении паттерна в автоматическом режиме, в ручном режиме лишь моргнут и сразу выключаются, даже если не отпускать кнопку Start. Если отвлекся при записи, - запросто можно забыть, на каком шаге остановился. И тогда приходится прослушивать секвенцию, чтобы найти это место, а затем в ручном режиме шагать до нужной доли.

Отдельного упоминания заслуживает встроенный генератор скорости воспроизведения паттерна, управляемый ручкой Tempo. У меня есть подозрение, что в регулятор по ошибке вставили переменный резистор с логарифмической характеристикой сопротивления. Если принять полный ход движка резистора за 100%, то примерно от 0 до 70% его хода располагаются темпы от единиц до трех-четырех десятков bpm. При переходе движка в область последних тридцати процентов хода темп начинает расти со страшной скоростью, пробегая оставшиеся до 250 bpm значения одним махом. В результате, чтобы настроить, скажем, точно 140 bpm, приходится долго и изящно не крутить, а лишь трогать ручку. А чтобы получить темп в 170 bpm, я потратил минут десять. И все равно пришлось в аудиоредакторе подгонять луп, поскольку точно 170 не получилось.

Конечно, положение могла бы спасти синхронизация с каким-нибудь внешним прибором (которого у меня не было), передающим сигналы DIN-Sync. Но что это за прибор? Вероятнее всего - опять же секвенсор, и, почти наверняка, с более солидными возможностями. Но тогда зачем нужен Cyclodon? Сигнал DIN-Sync вырабатывают также некоторые драм-машины, но их тоже нужно где-то взять. Получается, что в секвенсоре есть только видимость синхронизации.

Но уж если вам удалось точно "поймать" скорость, то никаких проблем уже не будет. Я опасался вначале, что интервал между долями в пределах такта может "гулять", то есть незначительно меняться время от времени, но практика показала, что никаких изъянов в ритмической сетке нет, по крайней мере, на слух абсолютно ничего не заметно. Желая убедиться в этом окончательно, я открыл в аудиоредакторе тот самый луп, который записал с помощью секвенсора (его хорошо слышно в демо-композиции), и померил расстояние между каждыми двумя соседними звуками по фазе атаки. То есть увеличил масштаб, записал все показания дисплея в этих точках и вычислил разности. Погрешности (редкие случайные изменения размера доли такта) обнаружились, но их абсолютные значения никогда не превышали одну миллисекунду, что является очень хорошим результатом.

Могу предположить, что секвенсор Cyclodon является пробным изделием фирмы Technosaurus, поскольку предоставляет возможности начального уровня. И если конкурентоспособность синтезаторов у меня не вызывает сомнения, то судьба секвенсора видится туманной. Его единственным достоинством можно считать произвольную настройку тона, - вдруг кому-то понадобится мелодический луп, сыгранный в арабском строе? Вот только какими мучениями это обернется?

Рассуждая о полезности секвенсора, следует принять во внимание тот факт, что он выпускается именно сейчас, в начале двадцать первого века, когда подобные устройства уже давно сняты с производства. И если позарез нужно что-то для синтезатора с CV/Gate управлением, то нет нужды далеко ходить. Но я все же полагаю, что лучше дождаться (если это вообще произойдет) выпуска нового, более продуманного секвенсора, или пользоваться конверторами MIDI - CV/Gate других инструментов.

Процессор эффектов Effexon
Монофонический процессор имеет четыре "эффектообразующих" секции: кольцевой модулятор, два параметрических эквалайзера и овердрайв. Внешняя коммутация осуществляется посредством четырех джеков. Аудиовход и выход выполнены на четвертьдюймовых джеках, входы управления - на миниджеках.

На входе есть регулятор чувствительности Gain (от -oo до +20 дБ). Далее в цепи прохождения сигнала располагается кольцевой модулятор. Модулирующий сигнал можно брать как от встроенного двухдиапазонного генератора (Frequency Low/High) с переключаемой формой волны (треугольная и прямоугольная), так и от внешнего источника, например, синтезатора. Частотой внутреннего модулирующего генератора можно управлять с помощью внешнего CV-сигнала, подаваемого на вход CV VCO. Внешний источник модуляции подключается через средний контакт (ring) стереоджека, вставляемого в аудиовход. Соотношение прямого и модулированного сигналов в проходящем звуке можно изменять регулятором Mixer.

 
Тechnosaurus Effexon  
   

После кольцевого модулятора звуковой сигнал проходит следующую цепочку: первый параметрический эквалайзер, овердрайв, второй эквалайзер. Оба эквалайзера устроены абсолютно одинаково. Каждый имеет три контролируемых параметра: Frequency (центральная частота, диапазон изменения указан от Low до High), Resonance (добротность полосового фильтра, Q, от 0,5 до 5,0), Cut/Boost (уровень подъема/завала, +/-15 дБ). В среднем положении движков Cut/Boost никакой фильтрации не происходит. При выключенном эффекте Overdrive эквалайзеры позволяют одновременно воспользоваться двумя почти независимыми полосами эквализации. "Почти" независимые они потому, что хотя и есть возможность произвольно крутить ручки, второй фильтр будет обрабатывать только то, что "осталось" после первого.

Предлагаемая схема прохождения сигнала позволяет получать избирательный овердрайв. Если первым фильтром поднять некоторую частотную полосу, то перегруз будет действовать, в первую очередь, на выделенные частоты, что позволяет довольно гибко формировать звук. На выходе с овердрайва сигнал обрабатывается вторым фильтром и поступает на выход. Если покрутить ручки резонансной частоты и добротности одновременно на двух фильтрах, то можно найти настолько резкое звучание, что зубы сводит.

Уровень звука на выходе процессора можно регулировать ручкой Level. Рядом с ней расположен индикатор перегрузки (красный светодиод). Схематически индикатор расположен между первым эквалайзером и секцией овердрайв. Это удобно, поскольку при работе сама схема овердрайва так нагружает звуковой тракт, что небольшая "передозировка" входного уровня способна совсем исказить звук (прямо-таки "гипердрайв" какой-то получается). Индикатор вовремя напоминает о том, что надо бы слегка прибрать чувствительность регулятором Gain.

Несмотря на отсутствие стереообработки и внешний аскетизм, процессор произвел на меня хорошее впечатление. Только кольцевой модулятор показался довольно скучным и бесполезным. Сдавленные хрипы, в том или ином виде слышимые на выходе вместо яркого синтезаторного звука, подаваемого на вход, как-то язык не поворачивается назвать эффектом. Даже программный кольцевой модулятор работает интересней. Но остальными эффектами я вполне доволен.

Скажу вкратце об основных положительных моментах, получить же более полную информацию каждый сможет самостоятельно, прослушав звуковые примеры к статье.

Итак, фильтры. Работают мягко и красиво, диапазон регулировок меня вполне удовлетворил, само звучание - тоже. Можно двигать как "острую", так и широкую частотную полосу, значительно меняя тембр звука. Поскольку аналоговые приборы подразумевают максимально ручное управление, я попробовал одновременно покрутить ручки обоих эквалайзеров в процессе игры на синтезаторе. При обработке стрингсов (со звукового модуля Roland M-SE 1) я получил почти такой же переливающийся звук, каким пользовался Jean Michel Jarre в своем знаменитом альбоме Oxygen. А ведь использовались всего-навсего два фильтра с независимо движущимися частотными полосами без всяких фейзеров или фленджеров (файл String_Eff.mp3, 463 Кб). В начале файла размещен образец исходного звука, а после паузы - отфильтрованный.

Следующий пример - звук синтезатора Microcon, пропущенный через фильтры. В этом случае я попытался реализовать подобие формантного фильтра, который пробовали использовать в синтезаторах речи. Здесь также были применены две выделенные узкие частотные полосы, и тоже одновременно и независимо крутились ручки, управляющие резонансной частотой фильтров. Только движение выделенных частотных полос проходило более быстро, чем в предыдущем примере, почти на каждый шаг секвенции. В результате в обычном звуке появилась артикуляция, дающая иллюзию "говорящего" инструмента (файл Microcon_eff.mp3, 90 Кб). Если бы звук проходил через две таких параллельных цепочки эквалайзеров, думаю, можно было бы устроить вообще фантастический эффект. Правда, работать пришлось бы в четыре руки (нужно заметить, что после непродолжительной тренировки я вполне справлялся с произвольным вращением одновременно двух регуляторов одной рукой, другой рукой при этом играя на синтезаторе).

Овердрайв, или дисторшн, исторически гитарный, а не синтезаторный эффект. Поэтому я специально попробовал его с электрогитарой, и он вполне справился с задачей (файл Guit_EffDist.mp3, 108 Кб). Тем не менее, процессор рассчитан на работу с синтезаторами, как и указывают его разработчики. При введении дисторшна прибор начинает довольно сильно шуметь вследствие явной перегрузки усилительного тракта, и звуку гитары этот шум явно мешает. Синтезатору же легче его замаскировать. Да и в целом процессор более подходит для синтезаторного звука, поскольку именно в этом случае от него можно получить максимальную отдачу. В частности, фильтры не оказывают значительного влияния на звук гитары, в отличие от звука синтезаторов.

В качестве комментариев могу предложить прослушать несколько файлов, которые были записаны с помощью эффекта овердрайв. Первый демонстрирует работу синтезатора Microcon (к чистому тону совсем немного добавлен звук субосциллятора) с фильтрами и дисторшном (файл MicroconSub_EffDist.mp3, 90 Кб). Используется та же имитация формантного синтеза, которая была описана выше, но теперь звук совершенно преображается, - он становится более сочным и басовитым.

Следующий пример - звук синтезатора Novation BassStation Rack (два осциллятора на голос). Использовались оба фильтра и овердрайв, причем первый фильтр настраивался таким образом, чтобы перегруз выдавал наиболее резкий и плотный звук. Три файла (BassSt_EffDist1.mp3, 109 Кб; BassSt_EffDist2.mp3, 148 Кб; BassSt_EffDist3.mp3, 71 Кб) демонстрируют работу комплекса обработок в верхнем, среднем и нижнем диапазонах частот синтезатора (деление на диапазоны довольно условное, но все же...). В верхнем регистре можно услышать частотные всплески, подобные крикам Тарзана, а при понижении высоты тона в звуке появляется все больше напоминаний о циркулярной пиле. Для плотной аранжировки такой звук - просто находка.

Напоследок я попробовал обработать аналоговыми эффектами цифровой звук солирующего характера. На синтезаторе Yamaha с XG-генератором сыграл небольшую тему тембром PulseSaw и обработал ее фильтрами и дисторшном. Чистый и обработанный варианты звука размещены последовательно в одном файле (Yamaha_EffDist.mp3, 179 Кб). Оба сигнала имеют примерно одинаковый уровень (около -2 дБ, специально выравнивал), однако обработанный звук субъективно кажется гораздо более громким. Правда, он стал ощутимо хрипеть, но в аранжировке это только прибавит ему сочности. Если сравнить спектры чистого и "примоченного" звука, то можно увидеть, что в обработанном варианте гармоники лежат довольно плотными слоями до 20 килогерц и выше, в то время как в исходном варианте последние явные частотные хвосты заканчиваются где-то в районе 12 кГц.

Подводя итог, повторю, что процессор предназначен для работы с синтезаторами и свое существование вполне оправдывает. С его помощью можно очень легко творить современные солирующие звуки или плотные басы. Правда, за такие деньги довольно сложно решиться на его покупку, - всего три-четыре эффекта, - за эту же сумму можно смело искать позапрошлогодний цифровой процессор с полусотней эффектов на борту. Но если у вас есть аналоговый синтезатор без эффектов, а хочется играть модными зубодробительными тембрами, то этого "маленького монстра" может быть вполне достаточно.

Заключение
Знакомство с продукцией фирмы Technosaurus произвело на меня положительные впечатления. Приятно сознавать, что в такой, казалось бы, перенасыщенной отрасли, как синтезаторостроение, можно еще сказать несколько новых "хорошо забытых старых" слов. Синтезаторы оказались очень удачными, причем фирме удалось удовлетворить потребности сразу двух противоположных лагерей. Те, кто используют MIDI-секвенсоры (цифровая коммутация), могут применять Microcon II, владельцам же CV/Gate-устройств (аналоговая коммутация) подойдет первая модель. Однако я затрудняюсь оценить, насколько удобно пользоваться синтезатором первой версии, не имея приличного секвенсора. В основном это касается такого параметра, как Accent, который играет немаловажную роль в создании приличных басовых партий. В MIDI-варианте я могу управлять акцентом даже с мастер-клавиатуры, не говоря уже о секвенсоре (параметр Velocity). Существуют ли в наше время "мастер-CV/Gate-клавиатуры", передающие акцент? Опять же фильтры, pitch-bend, - в MIDI все это легко и просто программируется. А вот, например, Roland SH 101 не передает сообщения с колеса изменения высоты тона, да и динамика нажатия клавиши для него понятие неведомое. Соответственно, использовать его "мастером" для подобных ему инструментов просто невозможно.

Впрочем, я увлекся. Главное - то, что синтезаторы действительно хорошие, с выраженным характером лидирующего инструмента. Правда, цена таких малюток может показаться несколько завышенной (если посчитать удельную стоимость единицы поверхности), но звук у них вполне взрослый, а прогресс как раз для того и нужен, чтобы избавиться от инструментов размером со шкаф.

Поскольку практически все оборудование, которым я пользовался, использует протокол MIDI, лично мне был удобнее и интереснее Microcon II, к которому и относится основная масса впечатлений. Ничего не нужно было перестраивать, просто подключился и - играй, записывай, квантизируй. Хочу заметить еще вот что. Любой Microcon - одноголосный инструмент. А если кому-то обязательно нужно двухголосный источник, то нет ничего проще. Можно подключить первую версию синтезатора ко второй посредством CV/Gate. Поскольку Microcon II транслирует в том числе и развертки фильтра, можно очень неплохо сыграть таким тандемом, управляемым по MIDI, скажем, от секвенсора. Я пробовал примитивный вариант, просто двухголосие без передачи CV VCF, но и в таком виде это был уже совершенно другой звук.

Удачный дебют компании Technosaurus рождает надежду на появление в скором будущем еще более интересных моделей аналогичного класса. Я бы, например, с энтузиазмом отнесся даже к простому скрещиванию в одном корпусе существующего синтезатора и процессора Effexon.

Technosaurus Microcon 430$
Technosaurus Microcon II 540$
Technosaurus Cyclodon 430$
Technosaurus Effexon 410$
Art Technology

  Звуковые примеры

Microcon
TSaurSq_Saw.mp3 (523 Кб)
Tsaur_mix.mp3 (1,03 Мб)
Roland_mix.mp3 (1,03 Мб)
BassSt_filt.mp3 (190 Кб)
BassSt_TSfilt.mp3 (192 Кб)

Effexon
String_Eff.mp3 (463 Кб)
Microcon_eff.mp3 (90 Кб)
Guit_EffDist.mp3 (108 Кб)
MicroconSub_EffDist.mp3 (90 Кб)
BassSt_EffDist1.mp3 (109 Кб)
BassSt_EffDist2.mp3 (148 Кб)
BassSt_EffDist3.mp3 (71 Кб)
Yamaha_EffDist.mp3 (179 Кб)

  Оценка статьи

Посещений: 14258 | Проголосовавших: 23 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА