Начало
 
 


Семплеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Yamaha A 3000

Дмитрий ДАНЬКОВ
Музыкальное Оборудование
апрель 1998

Что делать, когда мода на музыкальные течения меняется все быстрее, размножающиеся простым делением стили часто отличаются друг от друга только изменением звучания, а новый звуковой модуль уже на момент появления на прилавке считается морально устаревшим? Выход один - приборы с возможностью легкой замены набора инструментов, а именно семплерные устройства.

Хороший семплер - штука дорогая. Стоимость приборов уровня Аkai S 3000 или E-mu E 4, укомплектованных памятью, жестким диском, СD-ROM и другими дополнениями, может составлять от трех до семи тысяч долларов. Также существует категория, в которую входят менее дорогие, но не менее качественные семплеры упомянутых фирм, например, Аkai S 2000 или E-mu ESI 32, отличающиеся от старших братьев меньшей полифонией, меньшим объемом памяти для семплов, меньшим количеством выходов, менее удобным интерфейсом и т. д. Соответственно и цена их начальной конфигурации находится в пределах от 1000 до 1200 долларов.

Сегодня, в связи с развитием и удешевлением технологий, на рынке музыкальных инструментов появились семплеры промежуточного звена, имеющие очень развитые возможности и относительно невысокие цены. К этой категории можно отнести E-mu ESI 4000 и новый прибор фирмы Yamaha - профессиональный семплер A 3000. О нем и поговорим.

Чем же прежде всего привлекает к себе внимание Yamaha А 3000? Впечатляет уже краткое перечисление его основных возможностей: 64 голоса полифонии; 16-канальная мультитембральность; 2 Мб семплерной памяти, расширяемой до 128 Мб; процессор эффектов, позволяющий использовать одновременно три эффекта; резонансные фильтры; общий четырехполосный параметрический эквалайзер. Прибор имеет возможность чтения семплов в форматах WAV, AIFF, Аkai, E-mu, а наличие SCSI интерфейса позволяет подключить внутренний жесткий диск объемом до 4 Гбайт (во второй версии операционной системы до 8 Гбайт!), а также внешние SCSI устройства, в том числе и дисковод CD-ROM компьютера. Докупив плату расширения AIEB-1 (150$), к имеющимся четырем выходам можно добавить еще четыре, плюс цифровой интерфейс (оптический, формат SPDIF).

 
Yamaha A 3000  
   

Интерфейс прибора универсален и устроен таким образом, чтобы можно было использовать A 3000 не только в студии или дома, но и на живых выступлениях. Например, диджеям он может помочь в их интерактивном творчестве на танцевальных площадках. Согласитесь, что при цене прибора около 1600$ все вышеперечисленное вдохновляет. Меня, во всяком случае, вдохновило - и я купил семплер Yamaha А 3000.

А теперь о том, как все есть на самом деле
Сразу после покупки A 3000 я занялся его расширением необходимыми для работы компонентами - памятью, жестким диском, дисководом CD-ROM. С жестким диском и CD-ROM проблем не возникло - после установки семплер легко обнаруживает и признает практически любые жесткие диски и дисководы (я поставил двухгигабайтный жесткий диск Seagate ST 52160 N Medalist Pro и 12-скоростной CD-ROM Pioneer DR-U 12 X).

А 3000 работает практически с любыми SCSI устройствами: Zip, Jaz, SyJet, MO 230, SyQuest EZ-Flyer. Также поддерживаются все последние типы SCSI интерфейсов - SCSI I (основной), SCSI II (FAST SCSI) и ULTRA. А при наличии переходника с 68 контактов на 50 может работать и с WIDE SCSI.

Но вот с памятью пришлось помучиться основательно. Казалось бы, все чудесно - в наличии четыре слота для 72-контактных SIMM, можно устанавливать модули от 4 до 32 Мб (всего 128 Мб), попарно модулями одного объема (например, два по шестнадцать мегабайт и два по восемь). Модули большего объема ставятся в первые два слота, модули меньшего объема - в оставшиеся третий и четвертый. При желании можно использовать только первые два слота. На бумаге и требования к памяти очень демократичные - в описании сказано, что подходят любые 72-контактные модули, с контролем четности и без, EDO или не EDO, 70 наносекунд или быстрее. Далеко не все семплеры предлагают такой широкий выбор для семплерной памяти. Поэтому я купил обычную память (естественно, EDO) в ближайшей компьютерной фирме. Установил. Семплер не заругался на память (как это иногда делали другие семплеры), но и не увидел ее. Затем я обменялся памятью со своим компьютером и опять получил тот же результат, вернее, не получил положительного результата. Чуть позже, с той же проблемой мне позвонил мой друг, с которым мы и сделали по долгожданной покупке - семплеру А 3000. Поскольку у нас одно место работы, то на следующий день с утра мы стали дружно обмениваться памятью с сотрудниками. В результате, другу моему повезло больше - в его семплере прижились два модуля SIMM по 32 Мб (EDO 60 нс LG semiconductors). Мне же удалось подобрать два модуля по 8 Мб (не EDO, 70 нс, Hyundai).

Через неделю в Интернете по адресу www.yamaha.se/nyheter/synthesizer/a3000.htm я нашел конференцию с обилием вопросов на эту тему недоумевающих пользователей из разных стран. Несколько позже там же появился список модулей, совместимых с А 3000 (см. таблицу), но только вот цены на эту память кусаются и к недорогому семплеру приходится покупать дорогую память.

Объем Время Четн. Модель Дополнит.
4 Мб 60 нс нет Green House GH-32E1020/60 EDO
4 Мб 70 нс нет Hitachi HB56A132BV-7B EDO
4 Мб 60 нс нет Hitachi HB56A132BV-6B EDO
4 Мб 70 нс нет Toshiba THM3210B0ASG-70 EDO
8 Мб 70 нс да Melco VMB Generator EDO
8 Мб 60 нс нет Melco VMC-W Generator EDO
8 Мб 70 нс да Melco VMB-P Generator EDO
8 Мб 60 нс нет Green House GH-32E2040/60 Generator EDO
8 Мб 70 нс нет Fujitsu MB85342C-70 Generator EDO
8 Мб 70 нс нет Hitachi HB56A232BW-7C Generator EDO
16 Мб 60 нс нет Melco VMC-W EDO
16 Мб 60 нс нет Melco VMH EDO
16 Мб 60 нс нет Fujitsu MB85391A-60 EDO
16 Мб 70 нс нет Hitachi HB556A432BR-7A EDO
32 Мб 60 нс нет Melco VMC-W  
32 Мб 60 нс нет IO Data SIM326-32M  
32 Мб 60 нс нет Fujitsu MB85392A-60  
32 Мб 70 нс нет Toshiba THM328020BSC-70  

Управление
Что касается внешнего вида A 3000, то я оценил бы его как не очень серьезный. Если к подобному дизайну (синий цвет, кнопки со светодиодами) создателей семплера подтолкнула мода на аналоговые инструменты, может быть и назвать его надо было соответственно - "DJ Sampler A 3000", например? То ли дело, скажем, Аkai, с его неизменно строгой внешностью.

 
Yamaha A 3000  
   
Что же касается интерфейса, то это одна из причин покупки мною А 3000, поскольку мне очень нравится логичность, понятность и простота управления приборами Yamaha последнего поколения, во всяком случае тех, с которыми мне доводилось работать. И хотя я убежден, что удобство интерфейса понятие очень субъективное, интерфейс А 3000 я оцениваю именно как удобный, поскольку основа его - горизонтальный и вертикальный ряды кнопок, создающие привычное ощущение работы с таблицей. Кроме того, просматривается явное сходство с синтезатором Yamaha CS 1x, что тоже неплохо. Слева под дисплеем расположены шесть многофункциональных регуляторов (заменяющих колесо набора данных), которые можно как нажимать, так и крутить, что само по себе оригинально, хотя по мне привычней когда слева расположены кнопки, а справа - колесо набора данных, как на многих инструментах. По-видимому, правой, более активной рукой удобней крутить колесо, а левой нажимать кнопки.

Внизу справа располагаются три дополнительные кнопки: кнопка ввода команд (Command), кнопка, которая переводит семплер в режим интерактивного состояния (Assignable), и кнопка прослушивания (Audition). Функция прослушивания работает в двух режимах: Normal - проигрывает семпл пока вы держите кнопку и Togle - проигрывает семпл до конца. Дисплей маленький, но длинный, в общем, привыкнуть можно. В нижней части дисплея расположены индикаторы, указывающие на активность многофункциональных регуляторов. Гнезда входов расположены тоже на передней панели, что мне не очень понравилось. Сделано это явно в целях упрощения коммутации, но мне кажется, раз это профессиональный семплер (как это написано на передней панели), то должно подразумеваться наличие у профессионала микшерного пульта, с помощью которого будет совершаться необходимая коммутация, а лишние кабели спереди, как мне кажется, создают определенный дискомфорт, да и попросту портят внешний вид.

Работа с семплером
Начнем с загрузки звуков. Как я уже говорил, А 3000 помимо собственного формата читает пэтчи и семплы формата Аkai, а также Yamaha TX 16 W и компьютерные аудио форматы WAV (PC) и AIFF (Mac). Вторая версия операционной системы позволяет, помимо перечисленного, загружать семплы и программы формата E-mu. Казалось бы, что еще желать? Но и здесь не все так хорошо, как есть на самом деле (по уровню афоризмов авторы МО уже превосходят членов правительства! - прим. ред.). Какова оборотная сторона универсальности семплера, его возможности работать с любым звуком? Конечно же необходимость изнурительно долгого поиска звуков при изучении библиотек, ведь для нормальной оперативной работы необходимо очень хорошо в них ориентироваться. И чем с большим количеством форматов может работать устройство, тем шире библиотеки и, соответственно, больше времени требуется на их изучение. Тут принципиальное значение принимает время загрузки звука, с которым у A 3000 беда - его скоростные качества я бы определил как черепашьи. Вот некоторые данные о времени загрузки разными семплерами с жесткого диска шестнадцатимегабайтных банков семплов собственных форматов: Аkai CD 3000 XL - 30 сек.; E-mu 4 X Turbo - 30 сек.; Yamaha A 3000 - 3 мин. 30 сек.

Хорошо видно, насколько сравнения не в пользу A 3000, хотя производители клянутся, что с установкой второй версии операционной системы проблема со скоростью загрузки будет устранена. Посмотрим...

Следующий недостаток связан с загрузкой семплов других форматов. Во-первых, время при загрузке семплов чужих форматов еще увеличивается. Во-вторых, нельзя загружать звук банками. Допустим, вам надо загрузить банк с роялями, чтобы выбрать подходящий. Ан нет, мучайтесь, загружая звуки по одному, теряя драгоценное время. С семплами в формате WAV тоже проблема уровня беды. Дело в том, что А 3000 может загружать файлы этого формата только со снятыми атрибутами "Read only", поэтому звуки с CD вы, конечно же, загрузить не сможете. Придется сначала скидывать их на жесткий диск или дискету, снимать атрибуты и только потом загружать в семплер.

Структура звука и редактирование
Строение звука (пэтча) в А 3000 достаточно просто, а редакция хорошо продумана и удачно реализована. Есть три иерархических уровня: семпл - банк семплов - пэтч, причем пэтч может состоять не только из банков, но и из отдельных семплов.

На каждом уровне звук можно редактировать, причем большая часть параметров редактирования повторяется. Например, все возможности редактирования на уровне банка семплов могут быть сделаны и на уровне семпла. Однако есть и уникальные для определенного уровня параметры, например, только на уровне семплов можно редактировать начало/конец семпла и параметры петли, а к исключительной компетенции пэтча относятся, например, такие параметры, как плавный переход от одного семпла/банка семплов к другому в зависимости от положения ноты на клавиатуре или в зависимости от силы нажатия на клавишу.

При включении семпла в банк семплов параметры семпла не уничтожаются, а лишь изменяются для соответствия параметрам банка. Соответственно, при включении семпла/банка семплов в пэтч их параметры модифицируются под пэтч. Однако как только семпл или банк исключаются из пэтча - все установки редактирования на уровне пэтча исчезают. Поэтому рекомендуется использовать редактирование на уровне пэтча лишь для установки панорамы, громкости и уровня посыла эффектов при работе в мультитембральном режиме.

Эффекты
Yamaha A 3000 имеет встроенный процессор эффектов, позволяющий использовать три независимых эффекта. Безусловно, эффекты должны понравиться в первую очередь представителем модных танцевальных электронных течений, поскольку в набор из 54 эффектов входят SCRATCH, NOISY, RADIO, JUMP, NOISE AMBIENT, всевозможные дилеи, автопанеры и т. д. Кроме того, есть, конечно и классические эффекты: ревербераторы (HALL, ROOM, PLATE), хорус, компрессор, овердрайв и т. д. В эффектах можно редактировать до 16 параметров. Также, А 3000 можно использовать в качестве процессора эффектов, семплируя входящий сигнал, обрабатывая его эффектами и выпуская наружу уже обработанным. Недостаток в том, что нельзя на каждый семпл или банк назначить три эффекта одновременно в параллельном подключении (во второй версии ожидаются более широкие возможности по коммутации эффектов). И еще, следует помнить, что наиболее сложные эффекты могут поедать полифонию. Особый интерес представляет эффект BEAT CHANGE. Он может в реальном времени изменить темп вашего лупа без изменения высоты тона. За это фирме Yamaha отдельное спасибо. Каждый, кто работает с лупами, знает как тяжело подгонять их по темпу. Те, кто имеет A 3000, могут поэкспериментировать с этим эффектом, используя входящий в комплект флоппи-диск Drum Variation. Всего, купивший A 3000 получает пять дискет и один CD-ROM с библиотеками. Загрузите пэтч 002 MODWHEEL. Войдите в эффекты. Изменяйте параметр Beat change и будете очень приятно удивлены.

Семплирование
В разделе REC MODE разработчики А 3000, на мой взгляд, сделали все, чтобы процесс семплирования как при живой работе, так и в студии был максимально оперативен. Можно установить пороги срабатывания на начало и конец звука, чтобы не тратить лишнее время на операции типа Trim; использовать автоматическую нормализацию для улучшения отношения сигнал/шум; оптимизировать свободное пространство перед семплированием. С помощью уже упомянутой возможности я решил проблему со звуковым модулем, не имеющим своего процессора эффектов. Я подключил его ко входу A 3000, включил мониторинг (MONITOR ON) и снял обработанный эффектами сигнал с выхода семплера. Также удобно решена задача по семплированию с аудио CD. Имея SCSI CD-ROM можно проигрывать не только целиком треки, но и отдельные их части (индексы).

Мультирежим
Одним из главных недостатков прибора является невозможность работы в классическом мультирежиме - его просто нет как такового. Другими словами, назначения индивидуальных MIDI каналов для семплов и банков происходит внутри одного пэтча! Естественно, такие команды, как Bank/Program Change не могут быть применены. Это, конечно же, создает ряд сложностей и неудобств. Первое - это слои, так как они назначаются тоже внутри пэтча. Получается, чтобы воспользоваться готовым звуком, состоящим из нескольких слоев, из другого пэтча, придется брать его семплы и банки и подставлять в пэтч, отведенный под мультирежим, потом заново делать установки в EASY EDIT, так как при выключении из пэтча семплов и банков они теряются. Напрашивается вопрос: а как же быть с многослойными звуками других форматов? Во второй версии, которая, кстати достигается заменой микросхемы, а не установкой с дискеты нового программного обеспечения, как в некоторых других семплерах (Аkai, E-mu), обещают изменения в лучшую сторону возможностей режима EASY EDIT, связанных с мультирежимом. Правда, при сегодняшнем состоянии в нашей стране дел с поддержкой пользователя, рассчитывать на легкую и быструю возможность обновления уже купленного устройства через продавшую его фирму может только очень наивный человек. Остается надеяться...

Также, при работе в мультирежиме можно столкнуться с трудностями при реализации индивидуальных посылов на эффекты. Для этого нужно в режиме EASY EDIT на выход MAIN Output текущего семпла или банка назначить эффект 1, 2 или 3. Этот выход становится возвратом с эффекта. За посыл на эффект отвечает параметр MAIN OUT Level, причем необходимо в разделе EFFECT выставить баланс DRY/WET в положение D>W63 для всех эффектов. За прямой сигнал будет отвечать параметр Assign Output=L&R и, соответственно, за его уровень - Assign Out Level. Не забудьте в UTILITY-MASTER-StOut выставить To AsgnOUT = ASL&R.

Программные редакторы
При наличии у А 3000 ряда значительных недостатков, меня не перестает радовать стремительность развития этого прибора. Я помню, сколько я ждал редактор MESA PC для Аkai, как сильно расстраивался из-за отказа работать с Cubase редактора Sound Diver для EMU 4 X. Для A 3000 уже написаны редакторы Tiny Wave Editor (Win95/Mac), Blue Zone (Win95), Bias Peak Sample Editing (Mac), Wave Surgeon (Win95) и, к тому же, А 3000 чудесно работает с Sound Forge. Начиная c апреля этого года фирмы Steinberg и Propellerhead включают поддержку А 3000 в программу ReCycle. И пусть это только редакторы семплов - все равно приятно. Для работы А 3000 с Windows 95 (SF/WaveS/TWE) желательно иметь SCSI плату Adaptec и ASPI менеджер. Если для редактирования семплов вы выбрали Sound Forge, то для загрузки и посыла семплов пользуйтесь установкой tools/Sampler/configuration= Generic SCSI/SMDI.

Большинство программного обеспечения, написанного для A 3000, можно найти и бесплатно скачать по адресу www.yamahasynth.com/down/index.htm.

Другое
Кроме всего перечисленного, A 3000 имеет следующие дополнительные функции.

MIDI плейер, позволяющий воспроизводить SMF файлы, (правда, не очень удобного формата 0, в котором все партии содержатся на одной дорожке), что помогает создавать фразовые семплы малой кровью (и на чужой территории!).

Четырехполосный параметрический эквалайзер, работающий только на стерео выход, который очень полезен при работе живьем и может помочь компенсировать недостатки мониторов, хотя и он не избавляет семплер от свойственного многим устройствам фирмы Yamaha жесткого в области верхней середины электронного звучания.

Функция Panel Play предоставляет возможность использовать шесть кнопок меню в качестве пэдов, на которые можно назначить нужный семпл, а также соответствующую ноту, значение динамики и MIDI канал. А многофункциональные регуляторы становятся MIDI контроллерами, позволяющими управлять параметрами семплов, программ и эффектов.

Подведем итоги. Мне этот семплер был нужен как основной инструмент для создания аранжировок и в этом качестве он меня не устроил. При всех своих достоинствах, А 3000 еще сыроват - ему явно не хватает скорости загрузки и сохранения семплов, а также классического мультирежима, в котором каждому пэтчу (а не семплу или банку семплов) может быть присвоен индивидуальный MIDI канал.

В заключение хочу сказать, что впредь буду с осторожностью относиться к объективности зарубежной прессы, ведь от журнала Future Music семплеру Yamaha A 3000 досталась "платиновая" награда.

Yamaha A 3000 1595$
Слами

  Оценка статьи

Посещений: 14016 | Проголосовавших: 19 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА