Начало
 
 


Akai Z

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Akai Z 8

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
август 2002

Семплер.

Вообще-то новых семплеров появилось сразу два: Z 8 и Z 4. Отличаются они несильно, и по ходу изложения я расскажу чем. Но разговор у нас пойдет именно о модели Z 8, с которой мне и довелось иметь дело.

Серия Z от фирмы Akai - это первые в мире семплеры, работающие в режиме 24 бита и 96 кГц. Примерно такой фразой начинается любой обзор этих устройств. Модели Z 4 и Z 8 соотносятся между собой примерно так же, как S 5000 и S 6000, и "легким движением руки" превращаются друг в друга, за исключением, конечно же, некоторых деталей.

Семплер имеет размер в две рэковых единицы. В стандартной европейской комплектации он содержит 16 Мб оперативной памяти и может расширяться максимум до 512 Мб при помощи двух стандартных 168-контактных модулей DIMM (SDRAM, PC100 или PC133). При полном расширении памяти встроенные 16 Мб отключаются. Я использовал как раз максимально расширенный по памяти вариант. Семплер имеет 64-голосную полифонию (при использовании частоты дискретизации 96 кГц полифония уменьшается вдвое) и мультитембральность 128 частей (см. далее), 32 MIDI-канала (два MIDI-входа и два выхода/сквозных). Наборы MIDI-портов привычно называются MIDI A и MIDI B, и именно в таком виде адресуются в операционной системе.

Z 8 оснащен четырехканальным 24-разрядным процессором эффектов, "работающим в режиме 24/96", как указывается в руководстве пользователя (в Z 4 плату процессоров EB 4 JS нужно устанавливать отдельно). Есть 35 типов фильтров с резонансом, и до трех штук одновременно можно назначить на каждый голос (то есть, всего будут использоваться 192 фильтра!). На каждый голос также можно назначать по три генератора огибающей и по два LFO. Есть возможность семплирования и пересемплирования с применением встроенных эффектов (QuickFX).

Z 8 имеет восемь назначаемых регуляторов Q-Link (Z 4 - только четыре), позволяющих в реальном времени управлять параметрами звука. Семплер оснащен одним SCSI- и двумя USB-портами, имеет перепрошиваемую операционную систему, находящуюся во флэш-памяти. При желании семплером можно управлять при помощи компьютера - для этого понадобится специальная программа ak.Sys, которую можно бесплатно получить на сайте производителя.

Семплеры поддерживают файловую систему FAT16 и FAT32 и свободно работают с каталогами, подкаталогами и длинными именами. То есть, набор нужных звуков, в принципе, можно самостоятельно изготовить на компьютере с применением любого удобного программного обеспечения, а потом просто загрузить в семплер. "Родным" форматом семплов для серии Z является WAV, но, разумеется, можно загружать также звуки в формате Akai S 1000/3000 (только семплы и пэтчи). Z 8 распознает пэтчи и мультипэтчи (Multi) для семплеров S 5000/6000, так что их библиотеки можно грузить не задумываясь. В более поздних версиях операционной системы добавлена поддержка библиотек формата Emu E III и Akai MPC 2000/XL. В любой версии ОС семплер может проигрывать стандартные MIDI-файлы.

В комплект поставки входит один диск с семплами в формате WAV (16 бит, 44,1 кГц). Кроме собственно семплов, на диске представлены пэтчи, мультипэтчи и несколько демонстрационных композиций в MIDI.

Семплер поддерживает восемь музыкальных строев, среди которых можно найти, например, равномерно-темперированный, чистый и арабский. Есть один пользовательский (настраиваемый) строй.

Панели и коммутация
На задней панели прибора, кроме MIDI-разъемов, находятся два симметричных входа и выхода, выполненные на джеках. Преобразователи 24-разрядные: АЦП с 64-кратной передискретизацией, ЦАП со 128-кратной. Там же расположены цифровые входы-выходы формата SPDIF на разъемах RCA и BNC-разъем входа Wordclock с выключателем терминатора (в Z 4 - опционально, плата IB 4 D), один разъем USB-slave, один разъем SCSI и гнездо для сетевого кабеля. Дополнительно можно установить плату IB 48 P с восьмью симметричными выходами на джеках и плату IB 4 ADT с двумя входами и восьмью выходами цифрового интерфейса формата ADAT.

Разъем SCSI - 50-контактный, типа Micro DB50, и кабель для соединения семплера с CD-ROM или другим SCSI-устройством нужно покупать отдельно. Также отдельно придется покупать кабель и для USB-соединения семплера и компьютера, причем нужен кабель типа USB A-B. Разъем А (плоский, host) подключается к компьютеру, разъем В ("квадратный", slave) - в гнездо семплера.

На передней панели семплера расположены кнопка включения, разъем USB-host (тип А, для связи с USB-накопителями или USB-клавиатурой), регуляторы уровня выхода и уровня записи, выход для наушников (джек) и съемная лицевая панель (в Z 4 - несъемная), на которой сосредоточены все основные органы управления и дисплей. Лицевую панель можно подключить к основному блоку специальным кабелем длиной один метр (прилагается) с одинаковыми шестиконтактными разъемами mini-DIN на концах. Сняв панель, можно заметить в углублении крышку 3,5-дюймового отсека, в который можно поместить жесткий диск или сменный накопитель (ZIP/MO), работающий по протоколу ATA (IDE).

Akai Z 8

В устройстве отсутствует флоппи-дисковод. За ненадобностью.

Дисплей семплера жидкокристаллический, размером 248 х 60 пикселей, имеет очень яркую голубую подсветку. Компания Akai вообще, по-моему, ударилась в футуризм: голубой дисплей на голубой панели, и даже индикатор включения питания тоже ярко-голубой. В полумраке это особенно впечатляет.

Вокруг дисплея сгруппированы органы управления. Справа находится колесо ввода данных, вокруг которого расположены кнопки управления курсором. Рядом находятся два светодиодных индикатора MIDI активности, А и В. Под дисплеем расположены шесть функциональных кнопок, от F1 до F6, дающие доступ к параметрам настройки. На различных страницах дисплея кнопкам присваивается управление различными функциями.

 
Akai Z 8  
   

Слева от дисплея находятся кнопки переключения режимов. Это Multi, FX, Sample, Program, Record, Utilities, Save, Load. Далее расположены в два ряда восемь ручек Q-Link, а под ними уместились еще три кнопки: Q-Link Setup, включающая режим настройки одноименных ручек, Clipboard (буфер обмена для операций Undo и сравнения вариантов редактирования) и Play.

При редактировании многоразрядных чисел простое вращение колеса ввода всегда изменяет только младшие разряды - иногда это очень долгая процедура. Чтобы сразу перейти к старшему разряду, нужно нажать кнопку Shift, расположенную под колесом, и, удерживая ее, перемещать курсор. Выбрав желаемую позицию, нужно отпустить Shift и крутить колесо для ввода значений.

Операционная система и управление
Тем, кто знаком с семплером S 6000, модель Z 8 покажется знакомой. Действительно, у них очень много общего и в архитектуре пэтчей и мультипэтчей, и в строении операционной системы, и вообще в логике работы (см. статью "Akai S 6000"). Но, конечно, есть и отличия.

Хорошая штука - съемная лицевая панель. Всегда под рукой. Можно положить ее рядом с компьютерной клавиатурой и одновременно с набором текста производить какие-нибудь манипуляции со звуком. А во время игры я вообще размещал панель на MIDI-клавиатуре рядом с ее собственным дисплеем. Получался заправский синтезатор. Очень здорово, только различие в яркости дисплеев мешает. Акаевский светит очень ярко, и чтобы как-то компенсировать зрительный дискомфорт, нужно хорошее освещение рабочего места.

Еще хочу отметить, что информация на дисплее располагается всегда удобно, и его относительно небольшой размер не только не мешает работе, но даже и способствует ей. Все, что нужно, всегда находится перед глазами. Однородные команды в разных разделах вызываются одинаковыми манипуляциями, в общем, - классно. Но чтобы это вполне осознать, я пару дней привыкал к особенностям интерфейса, зато потом мог работать чуть ли не на ощупь.

Почти каждое рабочее окно имеет несколько страниц - их ярлычки можно увидеть в нижней части дисплея, всегда напротив функциональных кнопок F1-F6. Нажимая кнопку под нужным ярлычком, попадаешь на нужную страницу. Если для какой-либо операции отдельная страничка не предусмотрена, то при нажатии кнопки под нужным ярлычком семплер просто отрабатывает обозначенную команду. При совершении каких-либо серьезных шагов, скажем, при деструктивном редактировании семпла, всегда появляется отдельное предупреждение и вывешивается ярлычок Do It. Если нажать соответствующую ярлыку кнопку - запустится вызванный процесс, а если выбрать отмену (ярлычок Cancel в таких случаях тоже всегда присутствует), то ничего не будет сделано, и дисплей покажет исходную страницу.

Готовя иллюстрации к описанию работы операционной системы, я часто объединял на одной картинке несколько изображений дисплея. Обычно это страницы одного режима, например, Program. Делалось это для наглядности, чтобы можно было одним взглядом охватить сразу несколько страниц.

Перед началом работы целесообразно открыть окно системных настроек (кнопка Utilities) и если не настроить, то хотя бы посмотреть, что там и как (рис. 1). В утилитах есть несколько страниц - они показаны на рисунке последовательно. На странице Global можно установить уровень мастер-выхода (от 0 дБ до -42 дБ с шагом в 6 дБ), настройку Master Tune (в полутонах и центах, в целом +/-3 октавы), номер SCSI ID и назначение MIDI-выходов. Из-за ограниченного размера задней панели семплера количество физических MIDI-разъемов уменьшено. Один и тот же разъем может служить и как MIDI Out, и как MIDI Thru. Именно это и выбирается на страничке Global. Причем допускается перекрестная маршрутизация: вход MIDI-A может транслировать события как на A-Thru, так и на B-Thru. Это же справедливо и для входа MIDI-B.

 
Рис. 1  
   

На странице Display устанавливаются текущие дата/время, вид индикации нот (наименование или порядковый MIDI-номер), способы сортировки файлов (по имени или по дате) и контрастность дисплея (собственно, она определяет приемлемый угол зрения, View Angle).

Страница Digital содержит установки частоты дискретизации (44,1, 48 или 96 кГц), источника синхронизации (внутренний, по цифровому входу или посредством Wordclock) и формата данных для цифрового выхода (Professional и Consumer, что, видимо, означает AES/EBU и SPDIF).

На странице MIDI можно проверить входную активность любого из имеющихся 32 каналов, а страница Memory показывает общий объем памяти, ее текущее использование (в процентах) и количество загруженных пэтчей, семплов, мультипэтчей и песен.

Теперь можно приступать к работе. При желании самостоятельно что-нибудь засемплировать нужно нажать кнопку Record, открывающую доступ к настройкам записи. На основной странице можно выбрать источник сигнала: аналоговый вход, цифровой вход или же основной выход (Main Out). Там же выбирается режим записи (стерео, или один из моноканалов), высота ноты и продолжительность записи. На этой же странице расположен индикатор уровня входного сигнала.

На странице Q-FX можно выбрать нужный эффект, с которым будет происходить запись, и отредактировать его параметры. Переключившись на страничку Record, можно начинать запись: там есть ярлычки Start и Cancel.

Чтобы загрузить готовую библиотеку, нужно перейти в режим Load. По нажатию кнопки откроется страница Load (рис. 2). Среди ярлыков страниц и команд, появившихся внизу дисплея, сразу бросается в глаза команда Eject. Она действительно посылает в CD-ROM приказ выдвинуть панель с диском. Одна деталь: если в дисководе находится диск, то вытащить его можно, только выбрав Eject на дисплее семплера. Кнопка на самом дисководе в этом случае блокируется, но она как ни в чем не бывало начинает работать при отсутствии диска в приводе. Вот такая хитрость.

 
Рис. 2  
   

Я не упоминал кнопку Window, расположенную на лицевой панели семплера под MIDI-индикаторами. Сейчас самое время. Нажатие этой кнопки вызывает окно с более подробными настройками или командами, чем есть на открытых в данный момент страницах. Эта функция работает не везде, а только там, где действительно есть что посмотреть. Скажем, у меня не сразу определяется некий компакт-диск в режиме Load. Нажимаю кнопку Window и попадаю в окно Disk List, где могу прочитать имеющуюся о диске информацию (если она есть). В этом окне есть ярлычки команд Select и Update. Если я нажму Update (обновить), то операционная система семплера запустит принудительное сканирование диска, после чего быстро покажет на экране название и все его содержимое в виде цепочки каталогов. В общем, кнопка нужная. И она же, по совместительству, является главной кнопкой при создании новых пэтчей и при редактировании семплов. Ее даже покрасили в желтый цвет, чтобы выделялась на фоне всех остальных (белых) кнопок.

Если загрузить в память семплера готовые пэтчи с семплами, то остается всего лишь нажать кнопку Program и выбрать нужный пэтч из списка, установив курсор в верхний левый угол дисплея и вращая колесо ввода данных. После этого можно играть выбранным звуком.

Если же готовых пэтчей нет, то их придется создавать самостоятельно. Процедура проста - мне, например, удалось минут за пять собрать однослойный пэтч (или "однозонный") с восемью клавишными группами. В процессе сборки пэтча у меня под боком находился семплер Akai S 2000, напоминавший о том, сколь трудно в нем проводить подобную процедуру. И дисплей там меньше, и операционка устроена иначе. Не говоря уже о том, что "двухтысячный" не поддерживает FAT16/FAT32, и "голый" WAV в него просто так не загрузишь.

Итак, берем компакт-диск и вставляем его в CD-ROM. Через несколько секунд в строке "Disk:" на дисплее появится название диска (если оно вообще есть). Кстати, если взять диск формата S 1000 или S 3000, то дисплей в этой же строке покажет его формат. Диск определился - можно поместить курсор на строчку "File:" или в строку с изображением папки (в данный момент это безразлично) и нажать желтую кнопку Window на лицевой панели. Откроется окно File Directory со структурой каталогов текущего диска (рис. 3). Окно напоминает обычный "проводник" Windows с простой иерархией и состоит из двух столбцов, или колонок. Левая называется колонкой каталогов, правая - колонкой файлов.

 
Рис. 3  
   

Изначально мы находимся в корневом каталоге, поэтому колонка каталогов будет пустой, а все папки с файлами будут показаны справа, в колонке файлов. Поместив курсор на нужный каталог в правом ряду и нажав ярлычок Inform, можно получить информацию об объеме данного каталога и количестве содержащихся в нем семплов и пэтчей. Для того, чтобы реально просмотреть его содержимое и выбрать для загрузки какой-нибудь пэтч, нужно, находясь в правой колонке, нажать клавишу "курсор вправо" на лицевой панели. Этим мы продвинемся вглубь иерархической структуры: каталоги сдвинутся в колонку каталогов, а в колонке файлов появится содержимое активного каталога, то есть того, на котором находится курсор (рис. 4).

 
Рис. 4  
   

Что именно мы увидим в колонке файлов, зависит от установки, которую нужно сделать в строке "View:" на странице Load. Там можно выбрать All Files, Programs, Multis, Folders и Songs. Если выбраны пэтчи, то именно их мы и увидим. Если выбрать All Files ("все файлы"), то в правой колонке отобразятся пэтчи, мультипэтчи и сами семплы. Для MIDI-файлов, мультипэтчей, пэтчей и семплов в операционной системе имеются собственные графические изображения (иконки), облегчающие визуальное ориентирование.

Если нажать ярлык Load, то откроется страница Load Folder. Здесь можно выбрать, что именно будем загружать: только семплы, семплы и пэтчи, то же самое плюс мультипэтчи, или вообще все файлы, какие только есть. Например, на диске с семплами, который входит в комплект поставки, есть несколько демонстрационных песен в виде MIDI-файлов, которые тоже можно загрузить. Загрузка выбранных элементов будет происходить только из текущего каталога, или вообще загрузится только текущий файл из колонки файлов, то есть, например, пэтч или семпл, если на нем в данный момент находится курсор. В общем, здесь полная свобода: грузить можно как весь каталог целиком, так и отдельные пэтчи и, конечно же, отдельные семплы.

Находясь в окне Load Folder, жмем Load - пошла загрузка (рис. 5). На дисплее при этом появляется индикатор копирования в виде полоски, а справа от него начинает помахивать хвостом маленькая рыбка. Мне не представилась возможность проверить, но думаю, что при зависании системы в процессе загрузки у рыбы должен случиться паралич. Иначе, для чего вообще использовать анимационные украшения?

 
Рис. 5  
   

При желании процесс загрузки звуков в память можно прервать - команда Abort срабатывает всегда.

По окончании загрузки семплов можно сразу перейти в режим Program, нажав соответствующую кнопку на лицевой панели. При желании можно залезть в редактирование (кнопка Sample) и, выбрав вращением колеса нужный семпл, всячески его отредактировать. Доступны функции Trim, Time Stretch, Pitch Shift, Reverse, BPM Match (привязка к определенному темпу), Normalize, Merge (слияние двух семплов в один), а, кроме того, можно определить в семпле несколько мелких регионов, закольцевать участок и назначить разные способы проигрывания петли (вперед-назад-вперед, например), заняться ресемплингом с применением эффектов (Quick-FX, 12 типов) или без них. Ресемплировать, кстати, можно в файл с разрядностью 8, 12, 16 и 24 бита, а частоту дискретизации для него можно выбирать от 4 до 96 кГц с шагом в 1 Гц! Вот это, я понимаю, возможности! Можно вырезать заданные куски, вставить участки тишины, реверсировать семпл, - в общем, различной редактуры здесь зашито весьма приличное количество, я описал только часть этого великолепия (рис. 6).

 
Рис. 6  
   

Кстати, по поводу создания петель скажу еще несколько слов. Z 8 (и Z 4, конечно, тоже) имеет функцию Auto Loop Find, позволяющую автоматически определить приемлемые точки начала и окончания петли. Для вызова функции нужно, находясь в режиме редактирования (Sample), поместить курсор на отметку начала семпла ("St:") и нажать кнопку Window. Откроется окно Loop Fine, в котором следует выбрать команду Find (рис. 7). При этом запускается сканирование семпла, и через некоторое время можно получить результат.

 
Рис. 7  
   

Будем считать, что с редактированием покончено и пора, наконец, из загруженных "голых" семплов создать пэтч.

Переключившись в режим Program, мы попадаем на главную страницу (Main) и первым делом создаем пустой пэтч. Поместив курсор в верхний левый угол окна (обычно он там стоит по умолчанию), нажимаем кнопку Window и попадаем на страницу Program. Там нажимаем ярлычок New и попадаем в окно Create New Program, в котором нужно выбрать тип создаваемого пэтча и его имя.

Здесь следует сделать небольшую остановку и сказать несколько слов о типах пэтчей. Архитектура построения звука в Z 8 со времен предыдущих моделей в целом осталась неизменной. Но появилось одно новшество. Теперь в семплере существуют пэтчи (в терминологии Akai - Programs) двух типов: Keygroup и Drum. Обычный пэтч традиционно состоит из клавишных групп (keygroups). Этих групп в пэтче может быть от одной до 128 штук. В каждой такой группе может находиться от одного до четырех семплов, организованных в зоны (Zones). Для каждой зоны можно назначить свой уровень выхода и посыла на эффект, панораму, настройки фильтра, диапазон динамики, модуляцию и собственный выход (что имеет практический смысл при наличии платы расширения с восемью независимыми выходами).

В каждой клавишной группе можно назначить диапазон нот, в котором будет воспроизводиться данный семпл (этот диапазон называется Keyspan), выставить уровни выхода и посыла на эффект, выбрать любой процессор эффектов и даже установить собственное значение полифонии, от 1 до 64.

Таким образом, в одном пэтче может использоваться максимум 128 клавишных групп с кроссфейдами, и возможна динамическая раскладка на четыре зоны. Однако нет ничего невозможного, скажем, в восьмизонной раскладке, только для этого придется немного повозиться с настройками мультипэтча. Просто назначим на один MIDI-канал два пэтча, использующие каждый свою половину всего диапазона динамики, вот и все.

Пэтч типа Drum не имеет клавишных зон. На каждую клавишу здесь назначается только один семпл, и никаких диапазонов Keyspan не существует (рис. 8). Но в остальном пэтч типа Drum похож на обычный. В нем тоже есть четыре зоны, в которые можно загрузить семплы и назначить на них кучу индивидуальных параметров.

 
Рис. 8  
   

Составлять такой пэтч - сплошное удовольствие. В окне Create New Program выбираем тип Drum и изобретаем какое-нибудь имя, или хотя бы принимаем предлагаемое "Program 1" - чем плохо? Переключившись на страницу Assign, видим перед собой подобие обычного клавишного редактора, который существует в любом компьютерном секвенсоре. Под клавишами, в правой части дисплея, одна над другой расположены две строки: "Note:" и "Sample:". Рядом с надписью Note (нота) нарисована загнутая вверх стрелка, указывающая на программируемую в данный момент клавишу. Поместив курсор в эту строку, начинаем вращать колесо ввода данных. Нарисованная в окошке фортепианная клавиатура поедет влево, при этом в строке будет отображаться текущая высота ноты (на нее показывает стрелка). Встали на нужную ноту/клавишу - опускаем курсор вниз, в позицию Sample, и вращением колеса выбираем семпл из числа загруженных в память. Все! Нужно еще? Шагнули вверх, передвинулись на одну-две ноты, шагнули вниз - назначили еще один семпл. Готово. Клавиши, на которые назначены семплы, помечаются на дисплее маленькими точками, а, значит, в готовом пэтче можно очень быстро найти место для вставки нового, позарез необходимого семпла.

Это здорово, прямо сказка какая-то! В левой части дисплея можно видеть табличку с назначаемыми на данную ноту параметрами. Это полифония, посыл на эффект, уровень выхода, панорама и прочие. Нужно отметить, что табличка эта состоит из двух частей, переключаться между которыми можно повторными нажатиями ярлычка Assign, - там даже маленькая стрелочка прорисовывается для подсказки.

Подобные пэтчи хороши не только для барабанно-перкуссионных раскладок, но и для фразового семплирования. На каждую клавишу своя фраза - это же мечта диджея. Если работать с полностью расширенным по памяти семплером, представляете, сколько всего можно накрутить? А если еще и диск добавить! Кстати, в стандартной комплектации семплера для Северной Америки присутствует жесткий диск немалого объема, да и память там изначально расширена до 272 Мб (16 Мб "своих" плюс 256 Мб - модулями DIMM). Но такая комплектация обходится покупателю дороже.

Зонные настройки для пэтчей типа Drum соответствуют настройкам для пэтчей типа Keygroup, - здесь нет ничего нового.

Пэтч типа Keygroup - это хорошо известный "стандартный" пэтч. Чтобы его соорудить, нужно уже знакомым способом (кнопка Window) забраться в окно Create New Program и в строке "Type:" выбрать тип Keygroup.

Напомню, что для набора имени пэтча нужно использовать колесо ввода данных и курсорные клавиши. Иногда может пригодиться и кнопка Shift, расположенная под ними. Комбинация Shift + курсор служит для стирания текстовых символов. По умолчанию всегда предлагается новое имя "Program 1". Удобнее всего согласиться и сохранить пэтч под этим именем (Do It). Затем вновь жмем кнопку Window и попадаем на страницу Program в строку "Name =". Повернув колесо ввода, мы автоматически попадаем на страницу Rename Program, где написаны подсказки (рис. 9). Исходное имя можно стереть и записать свое. Вернув курсор после стирания имени к первому символу, накручиваем нужную букву. Сдвигаем курсор на шаг вправо - выкручиваем новую букву. И так далее, здесь нет ничего необычного.

 
Рис. 9  
   

Подтвердив переименование командой Enter, закрываем окно и переходим на страничку KGRP, где увидим вверху имя нашего пэтча и одну пустую клавишную группу. Встаем в поле под надписью "Sound (Zone 1)", крутим колесо и выбираем любой семпл из загруженных в оперативную память. Результат можно сразу прослушивать, просто нажимая клавишу на MIDI-клавиатуре или кнопку Play на лицевой панели семплера.

Чтобы создать новую клавишную группу, переводим курсор в поле номера уже имеющейся группы и нажимаем кнопку Window. В открывшемся окне Keygroup выбираем команду Create и в дополнительном окне - количество вновь создаваемых групп. На рисунке можно увидеть, что создаются три новые клавишные группы. Командуем Do It - и все готово (рис. 10).

 
Рис. 10  
   

На странице KGRP назначаем нужный семпл на каждую группу и указываем для них клавиатурный диапазон (в экранной табличке это поле "Lo > Hi" Повторю, что здесь можно назначать только один семпл на группу. При повторном нажатии ярлыка KGRP открывается вторая часть таблицы параметров, где можно назначить для каждой группы индивидуальное значение полифонии, посыл на эффект и уровень посыла сигнала на обработку.

С посылом на эффекты дело обстоит следующим образом. Если в поле FX выбрать значение Multi, то ко всему пэтчу (а не только к данной клавишной группе) будут применены настройки его части (Part) из мультипэтча (Multi), если, конечно, сам пэтч туда назначен (о настройках мультипэтча будет сказано далее). Если же есть желание засылать звук на обработку индивидуально с отдельной клавишной группы (или семпла, что особенно актуально для пэтчей типа Drum), то следует выбрать значение A, B, C, D или пары AB и CD. При этом один или два процессора будут лично заниматься данным семплом. Если пэтч, семплы которого имеют индивидуальные посылы на эффект, присутствует в одной из частей мультипэтча, то настройки эффектов этой части игнорируются.

Если нажать кнопку Window в то время, когда курсор находится в поле "Lo > Hi", откроется окно Keyspan (оно присутствует на рис. 10), где можно, например, выбрать тип кривой кроссфейда между клавишными группами (то есть, кроссфейд по высоте нот). Есть три варианта: линейный, экспоненциальный и логарифмический.

Переключившись на странички Filter, Envelp и LFO, можно для каждой клавишной группы индивидуально установить тип и параметры фильтра, настроить огибающую амплитуды и фильтра, назначить модуляцию. Именно на странице Filter можно назначить сразу три фильтра на пэтч. Только при этом будут доступны к выбору не 35 имеющихся типов, а всего семь (рис. 11).

 
Рис. 11  
   

На странице Zone можно на каждую клавишную группу назначить до четырех семплов (по одному в каждую зону), установив индивидуальные уровень, панораму и выход. Это может быть стереовыход, любой из восьми индивидуальных или одна из их пар (в расширенном варианте семплера), или вообще все доступные выходы сразу (рис. 12).

 
Рис. 12  
   

На странице Zn Tune собрано управление тонкой настройкой семплов (по полутонам и центам), типом воспроизведения для каждой зоны и контролем высоты ноты (рис. 13). Изменение параметра Playback позволяет указать, как именно будет воспроизводиться семпл. При обычной установке (Sample), по нажатию клавиши он проигрывается весь целиком (или до момента отпускания клавиши). Можно назначить циклическое воспроизведение всего семпла до момента отпускания клавиши или, наоборот, игнорирование цикла, даже если он назначен в самом семпле. Можно установить режим One Shot, при котором семпл в любом случае доигрывается до конца, даже если клавиша уже отпущена.

 
Рис. 13  
   

Контроль высоты ноты (Pitch) имеет два режима: Track и Const. В первом режиме семпл воспроизводится с той высотой, которая соответствует номеру нажатой клавиши (это обычный режим для любого семплера). В режиме Constant семпл воспроизводится с собственной высотой (по ключевой ноте), вне зависимости от номера нажатой клавиши.

Страница Zn Mode содержит настройки сдвига точки старта семпла (offset) и сдвига частоты среза фильтра. Здесь же можно определить для каждой зоны Velocity Range, то есть ограничить диапазон ее работы (воспроизведения семпла) определенным участком значений динамики (рис. 14). Установив раскладку зон по динамике, можно настроить зонные кроссфейды. Для этого, поместив курсор в поле Range, нажимаем кнопку Window на лицевой панели и попадаем в окно Zone X-Fade, где выбирается тип кривой. При желании кроссфейды можно отключить совсем.

 
Рис. 14  
   

Если установить курсор в поле Filter offset или Start offset и нажать кнопку Window, то откроется страница Program Modulation, на которой можно установить до 64 модуляторов (на один пэтч!), управляющих любым из выбранных параметров клавишных групп. Глубина воздействия каждого модулятора регулируется индивидуально.

В качестве источника модуляции можно выбрать: колесо модуляции, колесо изменения высоты тона (движение вверх и вниз - отдельные источники), скорость нажатия клавиши, огибающие амплитуды и фильтра, дополнительную огибающую (Aux Envelope), LFO 1 и LFO 2, восемь внешних контроллеров (ручки Q-Link, о них будет сказано далее), команду MIDI Control Change и несколько других источников.

Модулируемым параметром может быть: амплитуда, панорама, высота ноты, частота, глубина и задержка запуска обоих LFO, частота среза и резонанс фильтров (как одиночных, так и тройных, причем для каждого отдельно), изменение любого участка амплитудной огибающей, Zone Select и несколько других.

Модулировать можно любую клавишную группу отдельно или же все вместе, то есть весь пэтч целиком. Система модуляции в целом напоминает S 6000. Полагаю, если задаться целью, то можно намодулировать что угодно.

Следует еще добавить, что пэтч может содержать как 16-битные, так и 24-битные семплы. Поддержка такого режима заявлена в старших версиях операционной системы.

В общих чертах мы рассмотрели все, что можно делать с пэтчами. Напоследок замечу, что их можно копировать, удалять, "сливать" два в один, а также преобразовывать тип Drum в Keygroup и обратно.

Для мультитембральной работы нужно переключиться в режим Multi, нажав соответствующую кнопку налицевой панели прибора. При этом на дисплее обычно открывается страница Select, где простым поворотом колеса ввода данных можно выбрать для дальнейшей работы один из мультипэтчей. По умолчанию всегда присутствует готовый, но пустой "Multi 1", который можно переименовать и заполнить пэтчами. Но если в памяти семплера ничего нет, то появится сообщение "(no multi)".

Если мы, среди прочего, загрузили MIDI-файл, то его можно проиграть и прослушать в окне Song. Управление здесь самое обычное, и останавливаться на этом подробно не буду (рис. 15).

 
Рис. 15  
   

Перейдем на страницу Main. В левом верхнем углу экрана показано название текущего мультипэтча. Помещаем на него курсор, жмем кнопку Window и попадаем в отдельное окно Multi, в котором можно переименовать текущий мультипэтч, создать новый или удалить старый. При создании нового мультипэтча можно сразу задать количество частей в нем. Здесь же можно указать, будет ли мультипэтч реагировать на MIDI-сообщение смены программ, и на какое именно: Program Change или Bank Change. Разрешив управление, нужно еще определить номер программы (Multi Change Number, от 1 до 128) и канал (любой из 32 имеющихся), по которому будет ожидаться сообщение смены программ.

На странице Main заполнение мультипэтча пэтчами происходит так же, как и заполнение пэтча семплами. Выбираем номер части, перемещаем курсор в поле названия пэтча и вращением колеса ввода данных добываем любой из содержащихся в памяти. Для каждой части можно настроить уровень, панораму, выход, MIDI-канал и индивидуальный номер в таблице пэтчей (рис. 16).

 
Рис. 16  
   

Если назначить на один MIDI-канал несколько частей с разными пэтчами, то можно получить сложный звук, вроде тех, которые в синтезаторах обычно называются перфомансами. Например, легко сотворить известную комбинацию Piano + String, просто назначив на один и тот же канал соответствующие "простые" пэтчи и подстроив их уровни.

Кстати, нужно отметить, что 128-частную мультитембральность, заявляемую производителем, не следует понимать буквально. 128 - максимальное количество частей в мультипэтче, и на каждую часть может быть назначен свой пэтч. Но MIDI-каналов ведь все равно 32, так что в действительности можно независимо использовать только 32 звука одновременно.

На странице Tune можно подстроить высоту каждой части, задать клавиатурный диапазон и приоритет частей на случай, если полифония будет исчерпана. Грубо говоря, можно назначить главную часть, которая всегда будет звучать в полном объеме, и одну-две второстепенные, возможная потеря нот в которых не столь важна.

Да, вот еще что. Установка клавиатурного диапазона любой части в мультипэтче, равно как и диапазона клавишной группы в пэтче, возможна по MIDI, для чего существует специальная опция Set via MIDI. Если ее разрешить, то не надо ничего накручивать колесом ввода данных. Достаточно поместить курсор в нужное поле (Lo или High) и просто нажать желаемую клавишу на MIDI-клавиатуре. Вот и вся установка.

На странице FX производится назначение эффекта на каждую часть. Можно направить сигнал на любой из четырех процессоров или на их пары (AB или CD) и настроить уровень посыла (от -40 до +6 дБ). Выбор собственно эффекта, который будет использовать процессор, можно сделать, переключившись в режим FX.

Для этого нужно просто нажать кнопку FX на лицевой панели. Откроется страница Patch, на которой производятся маршрутизация сигнала и выбор эффектов (рис. 17). В качестве входов для каждого процессора могут использоваться собственная шина посыла (Send A - Send D) или выход любого другого процессора (FX 1 - FX 4). При соединении эффектов в цепочку можно заглушать промежуточные выходы (Output = Off). Сигнал в этом случае не попадает на аудиовыход, но проходит непосредственно на вход другого процессора.

 
Рис. 17  
   

На рисунке видно, что третий процессор использует в качестве входного сигнала выход с первого. Собственный внешний выход первого процессора отключен. Сигнал, посланный из мультипэтча на шину А, последовательно проходит цепочку из двух эффектов (Delay, Reverb), после чего уже появляется на главном выходе. Сигнал, отбираемый в шину В, после обработки сразу проходит на выход. Все просто.

Полазив по страницам настроек (и по страницам мануала) я убедился в том, что на борту Z 8 есть 52 эффекта. Большинство из них - варианты реверберации, затем идут дилеи, хорусы, фленджеры, фейзеры, автопанорамирование, вау и поштучно: питч-шифтер, эквалайзер, дисторшн, эхо, энхансер, экспандер, компрессор/лимитер, вращающийся динамик, трехполосный параметрический эквалайзер и гейт.

На странице Edit можно покрутить индивидуальные настройки эффекта (рассматривать которые мы не будем) и соотношение прямого/обработанного сигнала на выходе процессора.

На странице Mix можно установить выходной уровень каждого процессора эффектов (Level, 0-100) и разрешить/запретить передачу каждым процессором на выход прямого сигнала с входа (Direct On/Off). Если значение параметра Direct будет Off, то с выхода данного процессора всегда будет поступать только обработанный сигнал, как бы мы не крутили в настройках соотношение Dry/Wet. Для работы с дисторшном или компрессором такая штука может оказаться полезной.

Управление в реальном времени
Теперь, наконец, мы подобрались к системе Q-Link, с помощью которой можно в реальном времени одновременно контролировать восемь параметров части (в режиме Multi) или параметров эффектов при помощи регуляторов на лицевой панели. Вдобавок, каждый регулятор может передавать сообщения MIDI Control Change, которые могут быть записаны внешним секвенсором.

Следует сразу отметить, что Q-Link работает только в режиме Multi. Или, точнее, вся эта система работает только на мультипэтч. То есть, если там (в Multi) ничего никуда не назначено, то и управлять будет нечем. Поэтому для того, чтобы начать использовать все эти регуляторы, нужно вначале создать мультипэтч, хотя бы одночастный (с одним пэтчем, назначенным на один канал). Сами же регуляторы функционируют только в том случае, если текущим режимом семплера является Multi, FX или Q-Link. Если, например, нажать кнопку Program, то все настроенные регуляторы сразу умрут. При переходе в один из указанных выше режимов все ручки вновь начнут действовать и регулировать то, что им указано.

При наличии в оперативной памяти семплера мультипэтча можно смело нажимать кнопку Q-Link, расположенную под регуляторами, и начинать программирование.

Здесь все просто. По нажатию кнопки мы попадаем в окно "ку-линковских" настроек на страницу Assign (рис. 18). Как явствует из названия страницы, тут происходит назначение параметров на каждый регулятор. Окно на дисплее поделено на восемь частей, по числу регуляторов.

 
Рис. 18  
   

Прежде всего нужно выбрать, чем именно мы собираемся управлять. Если обычными настройками части, то следует выбрать опцию "Part:". Далее нужно указать номер части (Part), параметрами которой планируется рулить. По умолчанию здесь стоит "All", но можно каждый регулятор назначить на любую из 128 частей. Выбрав часть, можно назначать регулируемый параметр (см. раздел "Операционная система и управление").

Если же требуется управлять эффектами, то на странице Assign вместо "Part" нужно выбрать "FX" и затем номер процессора, от 1 до 4. Здесь следует привыкнуть к тому, что назначить на регуляторы управление параметрами эффекта можно только после того, как: 1) в режиме Multi будет назначен посыл на процессор эффектов; 2) в режиме FX выбранному процессору будет задан какой-либо эффект. Осознав это, легко догадаться, что вручную можно будет управлять только теми параметрами эффекта, которые существуют в его индивидуальных настройках (их можно увидеть в режиме FX на странице дисплея Edit). Например, для компрессора/лимитера можно регулировать такие параметры, как Thresh, Ratio и Gate Release. Если мы назначим этот эффект в настройках Multi, то именно эти параметры (и еще несколько других) появятся в перечне Q-Link Assign, который мы будем перебирать при помощи колеса ввода данных. А если в данном процессоре включен ревербератор, то и список настроек появится чисто "реверный", всякие Pre-delay, Diffuse, Time, HF Damp и прочие. И никаких гейтов.

Ранее в качестве примера предлагался вариант с тремя задействованными процессорами. На рисунке 18 видны некоторые их типичные параметры, назначенные на регуляторы 1, 2 и 7.

Если мы не добились полного удовлетворения от программирования регулятора, все его настройки можно мгновенно сбросить, нажав ярлычок Reset. При этом вернутся в исходное состояние параметры того контроллера, на котором в данный момент находится курсор. Чтобы сбросить настройки всех регуляторов, следует выбрать команду Reset All.

Для того, чтобы указать степень влияния регуляторов на выбранные параметры, следует переключиться на страницу Change. Здесь тоже весь дисплей поделен на восемь частей, по числу регуляторов. Прежде всего, следует выбрать способ влияния на заданный параметр. Выбрав опцию Replace, мы предлагаем системе считать, что положения регуляторов задают абсолютное значение параметра. Оригинальные (исходные) значения параметра при этом игнорируются. Если же выбрать Offset, то изменения, вносимые данным регулятором, будут производиться относительно изначальной установки параметра, которую можно произвести на странице редактирования в режиме FX.

Выбрав "способ влияния", можно задать его диапазон. По умолчанию он установлен от -100 до +100 для каждого параметра. Цифры соответствуют минимальному и максимальному значению и, скорее всего, их следует считать процентами от существующего в Z 8 абсолютного значения данного параметра. В реальной жизни, как для минимума, так и для максимума можно устанавливать значения от -100 до +100. То есть, я могу выбрать значения, например, вот так: +25 > -100. Это означает, что минимальным значением контроллера будет +25, а максимальным будет -100. "Задом наперед" работающий контроллер - это совсем не страшно. Мало ли, что мы хотим получить, - может, так крутить удобнее. Ну и, конечно, все эти значения будут отрабатываться или относительно, или абсолютно, в зависимости от заданного способа отсчета (Replace или Offset). Но все же следует иметь в виду, что для абсолютных настроек лучше использовать только положительные значения (например, +25 > 0 или 0 > +80). Ведь нельзя же задать, скажем, параметр Delay Time (время задержки) в минус полторы секунды. Для относительных настроек (Offset) и слева и справа могут использоваться как отрицательные, так и положительные значения.

На страничке MIDI можно назначить на каждый регулятор трансляцию MIDI-сообщений. Здесь есть восемь групп параметров. Для каждого регулятора можно выбрать номер контроллера (0-127 или Off) и MIDI-канал (1А-16А; 1В-16В), по которому значения этого контроллера будут передаваться. Вот и все. При записи во внешний секвенсор вращение регуляторов также будет записано, и при воспроизведении всего этого хозяйства через Z 8 изменения будут отработаны уже автоматически.

Компьютерное управление (ak.Sys)
Когда я прочитал анонс нового семплера, мне показалось интересным то, что он поддерживает связь с компьютером посредством USB. Существуют системы связи через шину SCSI, например, для Akai S 2000/3000, но не у всякого пользователя имеется SCSI-адаптер, а, значит, удовольствие будет стоить ему дополнительных сил и средств.

Контроллеры и порты USB в настоящее время присутствуют во всех современных компьютерах (по крайней мере, в PC), а это говорит о том, что, имея самый обыкновенный компьютер и купив Z 8, пользователь в состоянии практически сразу начать интеграцию этих устройств. Единственный минус - кабель USB A-B придется покупать дополнительно, на что потребуется от трех до пяти долларов, в зависимости от длины.

Для того, чтобы использовать компьютер в качестве управляющей системы, потребуется не только соединительный кабель, но также USB-драйвер семплера и программа ak.Sys, которые можно бесплатно скачать с сайта Akai. Но прежде всего было бы неплохо почитать спецификации. Есть несколько версий программы ak.Sys, и для корректной работы каждой из них требуется, чтобы в семплере была установлена определенная версия операционной системы.

Когда я соединил кабелем семплер и компьютер (оба были включены), операционная система Windows 98 моментально распознала подключенное устройство и запросила драйвер, который и был ей предложен. Инсталляция прошла практически мгновенно, и я не имел никаких проблем со связью на протяжении двух недель знакомства с прибором.

В моем экземпляре Z 8 изначально была установлена операционная система версии 1.02. Желая сразу заполучить в свое распоряжение компьютерное управление, я установил самую свежую версию программы-редактора ak.Sys 2.3. Попытавшись ее запустить, я наткнулся на вежливое, но непреклонное уведомление о том, что семплер должен иметь операционную систему версии 1.3.

Забравшись на сайт Akai, я обнаружил, что операционной системы версии 1.3 там нет, самая свежая - 1.2. Тогда я решил поставить более раннюю версию ak.Sys: снес 2.3 и установил 2.1. Попробовал запустить, но теперь мне сказали, что неплохо бы иметь в Z 8 ОС версии 1.03. Я опять забрался на сайт Akai и вытащил оттуда сразу кучу файлов, чтобы больше с этим не возиться. Среди имеющихся версий операционной системы нашел ближайшую к нужной - 1.05, про которую было сказано, что "ak.Sys. V2.1 software is now supported". То есть достигнуто, наконец, полное взаимопонимание сторон.

Кроме самой операционки понадобилась еще программа-загрузчик (OS Loader), которая тоже есть на сайте. Процедура замены операционной системы в семплере оказалась очень простой. Запускаем программу-загрузчик (она не требует инсталляции) и в открывшемся обычном диалоговом окне (типа Open File) находим распакованную операционную систему в виде бинарного файла (с расширением BIN), который перед этим сохранили где-нибудь на диске компьютера. Выбираем файл и говорим OK. Программа вначале стирает текущую операционную систему из флэш-памяти семплера, а затем записывает туда новую (рис. 19).

Рис. 19

Вся процедура занимает не более одной минуты, после чего загрузчик рапортует об успешном окончании процесса. Теперь нужно выключить и снова включить семплер, вот и все. В стартовом окне на его дисплее можно увидеть номер версии операционной системы (рис. 20).

 
Рис. 20  
   

Кроме того, если в семплере установлена операционная система версии 1.10 и старше, ее обновление можно проводить не только посредством USB, но и с компакт-диска в приводе CD-ROM семплера, руководя процессом при помощи кнопок на лицевой панели.

Замечу, что для всех перечисленных программ и драйверов существуют Mac-версии.

Итак, что же такое программа ak.Sys? Ее можно считать виртуальной панелью управления семплером, но в действительности возможности программы гораздо шире. Одна копия программы, запущенная на одном компьютере, может управлять по одному USB-кабелю одновременно цепочкой из 32 семплеров, причем не только серии Z, но также S 5000/6000. Каждое подключенное к такой сети устройство отображается в окне программы и имеет отдельное управление.

Надеюсь, что слова "управлять одновременно" никого не ввели в заблуждение. Они означают только, что вся цепочка устройств доступна к управлению в течение одного сеанса работы и в произвольном порядке. Но можно ли одномоментно щелкать единственным указателем мыши в нескольких различных местах?

На сайте Akai можно найти подробное руководство пользователя в формате PDF, так что я лишь в общих чертах опишу возможности ak.Sys.

Программа имеет панель управления, имитирующую лицевую панель семплера (рис. 21). На ее дисплей в реальном времени транслируются показания настоящего дисплея (и в обратную сторону тоже), поэтому можно полностью управлять семплером при помощи мыши. Причем, в отличие от "живой" панели, щелкать можно не только по кнопкам, но и по самому дисплею, помещая "курсор" сразу в нужное поле, либо выбирая ярлычки команд/страниц. Немного неудобно мышью крутить колесо - сразу много отсчетов проскакивает, но для компенсации этого недостатка непосредственно под курсорными клавишами виртуальной панели добавлены две кнопки со значками "+" и "-", отсутствующие на панели реальной. Нажатие кнопки изменяет значение параметра ровно на один отсчет.

 
Рис. 21  
   

Собственно окно программы ak.Sys разделено на две части: браузер (слева) и окно настроек (справа). В окне браузера можно увидеть все подключенные посредством USB поддерживаемые устройства. В моем случае это единственный Z 8 (рис. 22). Все это сильно напоминает обычный "проводник" Windows: слева изображается каталог или ресурс, справа - его содержимое.

 
Рис. 22  
   

Нажав плюсик на иконке семплера в окне браузера, можно сразу понять, что программа отображает содержимое оперативной памяти текущего устройства и содержимое подключенных к нему носителей (в моем случае это один CD-ROM). Щелкнув мышью на нужном элементе, мы можем увидеть его содержимое в правой части рабочего окна (рис. 23).

 
Рис. 23  
   

Из программы можно управлять настройками мультипэтча, причем по-настоящему, живьем, для чего нужно вызвать отображение текущих мультипэтчей в окне настроек и дважды щелкнуть мышью на нужной строке. Это запускает микшер (рис. 24), все параметры которого в реальном времени транслируются в семплер. Здесь можно регулировать уровень и панораму каждого трека, выбирать пэтчи и MIDI-каналы для их запуска, транспонировать и подстраивать пэтчи в каналах, выбирать выходы и посылы на эффект. Можно даже назначать диапазон нот, доступный пэтчу для проигрывания на каждой дорожке. Нажатие правой кнопки мыши на движках возвращает их в среднее (нулевое) положение.

Рис. 24

Чтобы редактировать пэтч, достаточно дважды щелкнуть мышью в нужной строке в окне программы. При этом откроется редактор пэтчей, в котором можно произвести любые нужные настройки сразу по всем четырем зонам в каждой клавишной группе. И все это в графическом режиме, на удобном компьютерном мониторе (рис. 25).

Рис. 25

У меня, кстати, именно с редактором пэтчей вышел казус. При каждой попытке его запустить программа ak.Sys вызывала какую-то системную ошибку и прекращала работу. Что-то не понравилось ей в моей системе. Так я и не смог потрогать этот редактор живьем, хотя все остальные функции работали как часы. Поэтому картинку я вытащил из руководства к программе, хотя общее изображение там очень неразборчивое. Но все же видны кучки вращаемых регуляторов и переключателей зонных и общих настроек, а также изображение фортепианной клавиатуры.

Рис. 26 Из окна программы можно создавать и редактировать пэтчи и мультипэтчи, добавляя сразу нужное количество клавишных групп или треков (рис. 26). Можно загружать в память семплера пэтчи, мультипэтчи, MIDI-файлы и семплы, или удалять любую позицию (рис. 27). Можно сохранить на жестком диске компьютера семпл, находящийся в оперативной памяти семплера. Можно заслать семпл на обработку в компьютерный звуковой редактор, а затем передать обратно в память семплера. Для удобства ak.Sys предлагает указать один раз путь к файлу запуска аудиоредактора с расширением EXE (рис. 28) и потом, при работе с семплами, запускать его одной командой контекстного меню (рис. 29).

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Любой семпл можно прослушать, при этом неважно, где он в данный момент находится, - в оперативной памяти семплера или, например, на диске в приводе CD-ROM.

На этом можно и закончить, поскольку дальше идут уже частности. Работать с программой довольно просто, да и функционально она хороша. И хотя управление с собственной панели семплера организовано весьма удобно, некоторые вещи все же легче делать на экране компьютера. Скажем, редактировать семплы я однозначно предпочитаю в компьютерном аудиоредакторе.

Заключение
Ну вот, хотел написать обзор, а получился, похоже, практикум. Это, пожалуй, неплохо, поскольку "обозреть возможности" семплера можно, просто прочитав страничку новостей в июньском номере МО за текущий год. В общих чертах там указано все. Но сами по себе сведения о приборе мало что значат, пока не потрогаешь его собственными руками.

Семплер очень хорош. Я это понял на третий день работы с ним, когда привык к операционной системе. Очень удобно работать, несмотря на небольшой дисплей. И это действительно семплер, а не плеер, поскольку в нем можно легко и быстро собирать практически любой звук. По большому счету и в ak.Sys нет необходимости. "Бортовое" управление очень толковое и можно только удивляться, как при такой мощи создателям удалось сделать его столь простым и логичным. Ведь нередко встречаются аппараты, на изучение которых запросто можно потратить пару месяцев, да и потом еще долго по каждому поводу заглядывать в руководство пользователя.

Кстати, руководство к Z 8 составлено весьма доступно, на английском и японском языках, по девяносто страниц в каждом варианте.

Звучание семплера мне показалось очень ровным, я бы даже назвал его бархатным - видимо, сказывается работа качественных преобразователей. Просто на физическом уровне ощущается свобода и открытость при воспроизведении семплов. При всей бархатности с динамикой здесь все в порядке: барабаны выдают сочные и хлесткие удары, никакой искусственности я не почувствовал.

Отдельно хочу похвалить "крутильники" на лицевой панели. Это если и не революционный шаг, то уж точно прогрессивный. По сути, на них можно назначить управление всем, чем угодно. Например, вам нравится сводить свои дорожки вручную - пожалуйста. Назначаем на каждый регулятор управление амплитудой - и можно управлять сразу восемью каналами. Или сделать пару уровень-панорама, и работать живьем по четырем каналам. Хотя, конечно, для этих целей можно использовать и консоль из ak.Sys. Можно назначить, например, рулежку фильтрами или эффектами, причем любыми из изменяемых параметров.

А можно еще имитировать вручную морфинг пэтчей. Если создать многослойный мультипэтч и управлять уровнем каждого составляющего его пэтча вращением ручек, то можно добиться неплохих результатов. Правда, для этого был бы удобнее джойстик, как, например, на синтезаторе Yamaha SY 22, но раз уж его нет, помогут и обычные регуляторы.

Я записал в качестве образца небольшой кусочек звука с живым управлением. Взял пэтч со звуками синтезатора Moog из прилагающегося диска с семплами и записал простенькую дорожку, а на регуляторы повесил управление частотой и резонансом фильтра, а также по одному параметру для управления эффектами вращающегося динамика и задержки (включены в цепочку). Запустив воспроизведение, вначале я слегка покрутил фильтр, затем ввел эффект Rotary Speaker на пять герц и после него - задержку. Затем вновь покрутил частоту и резонанс фильтра. Но это лишь самые простейшие операции, сконфигурированные на скорую руку.

Фильтр может показаться излишне дискретным, но подобные вещи можно частично устранять, уменьшая диапазон влияния регулятора на параметр (на страницах настроек Q-Link). А вот эффекты меня как-то не впечатлили, слабоваты. Хотя тот же Rotary Speaker звучит очень даже неплохо. Впрочем, я придерживаюсь мнения, что семплер - это, прежде всего, семплер. Эффекты ему необходимы в последнюю очередь.

Подозреваю, что найдутся люди, которые скажут, что 512 Мб памяти это, конечно, хорошо, но куда подевалась полифония? В S 6000 было 128 голосов, а в Z 8 только 64. Где же прогресс? Но у меня на это есть встречный вопрос: пусть мне покажут того человека, который все эти 128 голосов использует одновременно. Нужно быть реалистом. Я, например, и с 32 голосами могу очень многое, а 64 голоса считаю вполне достаточным количеством.

А вот 512 Мб памяти - это действительно классно. Да и доступность такого апгрейда впечатляет - всего несколько процентов от стоимости семплера. Я совершенно спокойно грузил звуки целыми каталогами, а потом не спеша собирал, комбинировал... Пианино четырехслойное, размером в 256 Мб - легко. А звук какой! Словом, мечты сбываются. И работает все это хозяйство весьма шустро - процессор мощный, да и тактовая частота у памяти DIMM повыше, чем у старой "симмовой". Если еще учесть, что стоимость старшей модели - Z 8 - примерно такая же, какая была у S 5000, а по возможностям он заткнул за пояс самого "шеститысячного", то впору говорить об индустриальной революции. Шеститысячные остались в прошлом веке. На смену им пришел Z.

Akai Z 4 1250$
Akai Z 8 1695$
Akai IB 48 P 230$
Akai IB 4 ADT 323$
Akai EB 4 JS 219$
Akai IB 4 D 200$
Proline

  Звуковой пример

Moog (345 Кб)

  Оценка статьи

Посещений: 5626 | Проголосовавших: 5 | Средняя оценка: 4.8

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА