Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Cakewalk Sonar
Cakewalk Pro Audio 8.0
 

 
  Cakewalk Pro Audio 9.0

Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
декабрь 1999

Каждый, кто "связал жизнь" с компьютерной техникой, понимает свою обреченность на постоянную модернизацию. В самом деле, то, что еще совсем недавно считалось последним словом науки, уже через какие-нибудь полгода превращается в антикварный мусор. Обновление системы ненадолго улучшает ситуацию и, чтобы не отстать от времени, приходится превращать модернизацию, некоторым образом, в стиль жизни. Относится это не только к аппаратному, но и к программному обеспечению, причем даже в большей степени. В голове приходится держать много информации, порой противоречивой. Жесткая конкуренция в мире компьютерного бизнеса только стимулирует подобную неразбериху - стремясь побыстрее захватить рынок, разработчики выкидывают на прилавки в спешке написанные продукты, часто содержащие серьезные ошибки и недоработки, которые исправляются либо в следующих версиях, либо отдельными "программами-заплатками". Номера версий мелькают как картинки в калейдоскопе.

Вот, вроде не так давно вышла статья по восьмой версии Cakewalk, а уже пора про девятую версию рассказывать. Говорить буду в основном о новых чертах последней версии. Тем, кто хочет ознакомиться с программой подробнее или вообще первый раз про нее слышит, рекомендую вышеупомянутую статью.

Аудио
Итак, приступим. Очень хочется поблагодарить разработчиков за очередное увеличение быстродействия аудио функций программы. Теперь мгновенно исполняются не только стандартные команды транспорта (воспроизведение, остановка, запись и т. п.), но и солирование/заглушение (solo/mute), регулировка параметров громкости и панорамы, изменение установок эффектов, короче, в реальном времени стало по-настоящему комфортно работать. Причем, улучшения эти достигнуты за счет применения новых алгоритмов. Так, например, для ускорения воспроизведения и программной обработки используется так называемая технология WavePipe, обеспечивающая прямое, в обход операционной системы, взаимодействие программы со звуковой платой.

Рис. 1 В девятой версии Cakewalk появилась возможность работать с AudioX совместимыми платами (см. врезку), например, Yamaha DSP Factory. После инсталляции AudioX драйвера платы, в меню View программы Cakewalk появляется опция AudioX Console, из которой, собственно, и осуществляется управление дополнительными функциями платы. Выбрав нужное устройство (если оно не одно присутствует в системе), можно приступать непосредственно к "рулению" из такой вот консольки (рис. 1). Она предлагает определенный стандартный набор функций; если плата способна реализовать не все из них, некоторые опции будут недоступны. Вход в меню "виртуальной коммутации" входов-выходов, разрывов и посылов осуществляется нажатием кнопки Output Patcher Button (рис. 2), которая находится в верхней части окна консоли. Надо заметить, все манипуляции с AudioX будут возможны только после установки совместимой платы.

Рис. 2

 
AudioX
Cakewalk Music Software активно продвигает в жизнь свой собственный формат драйверов, AudioX. Остановлюсь на этом чуть подробнее. AudioX - это новая открытая спецификация драйверов, которая позволит любой аудиопрограмме использовать дополнительные аппаратные возможности серьезных звуковых плат, иными словами, напрямую управлять функциями их DSP процессоров. Среди возможных функций: SMPTE синхронизация, коррекция частоты и скорости воспроизведения (varispeed), различные эффекты, анализ и индикация воспроизводимого материала. Плюс к этому - управление внутренним цифровым микшером, причем, не одними лишь регулировками параметров, но и всеми функциями маршрутизации сигнала. Я думаю, с первых слов становится понятно, что это означает для работы (при использовании совместимой платы, разумеется). Во-первых, максимально разгружается система, поскольку все функции внешней синхронизации, микширования и обработки берет на себя "железка". Во-вторых, распространение этого стандарта неминуемо приведет к широкой его поддержке разработчиками профессиональной техники (как аппаратной, так и программной). Тем более, AudioX применим не только к Windows, но и к Mac OS. Да, существуют серьезные программные решения многих задач как базовыми драйверами, типа драйверов Windows, Windows NT, WDM, DirectSound, HAL, так и достаточно индивидуальными, как ASIO. Но их архитектура не способна поддерживать некоторые функции новых звуковых плат, да и распространенного и принятого стандарта на это тоже не существует. Уже о поддержке AudioX заявили Digital Audio Labs, Echo, Yamaha, Emagic, Steinberg, Lexicon, Frontier Design... и, что не маловажно - Microsoft. Несомненно, AudioX имеет большие шансы на будущее и это обстоятельство уже надо иметь в виду при выборе оборудования и программ для работы.
 
   
Наконец-то разработчики реализовали такую жизненно необходимую вещь, как возможность работы со стерео материалом в одном треке, без разделения по двум моно каналам (Channel split). Причем, все ограничения на совместимость моно и стерео остались в прошлом - треки разных форматов не только спокойно уживаются друг с другом, но любой трек может содержать комбинированные данные (моно и стерео вперемешку, и даже внахлест). Аудио клипы показывают в графическом виде как моно, так и стерео "содержимое" (рис. 3). Само собой разумеется, что выделенные клипы можно по-прежнему отправлять во внешний звуковой редактор (например, в Sound Forge), причем не обязательно придерживаться исходного формата данных - моно фрагмент при превращении его в стерео легко помещается обратно в программу, и наоборот.

 
Рис. 3  
   
Штатный аудиоредактор Cakewalk предоставляет свой уже привычный набор инструментов, которого вполне хватает для быстрого монтажа и коррекции записанных данных. Из нововведений хочется отметить появление кнопок "mute", "solo" и "arm" в рабочем окне и модернизацию функции Scrub, которая теперь позволяет не просто прослушивать клип, но и делать это в различных направлениях и с разной скоростью. Очень напоминает прокрутку при помощи колеса Jog и помогает быстро производить поиск нужных точек звукового фрагмента (рис. 4).

Рис. 4

Микшер и эффекты
Помните, как раньше не хватало возможности управления DirectX эффектами прямо из окна Track View? Похоже, разработчики считали, что музыканту будет удобнее управлять аранжировкой из окна виртуальной консоли. Это далеко не так - частенько приходится "бегать" между разными окнами. Да и эффекты "повесить и покрутить" порой требуется уже на стадии монтажа, до сведения. Кроме того, практически невозможно так организовать работу, чтобы ни разу не возвратиться к предыдущим этапам. Но теперь можно вздохнуть с облегчением - проблему эту решили. В окне Track View появилась новая графа - Effects. Она дублирует аналогичное поле в окне консоли, то есть показывает название и порядок включения навешенных обработок, действующих в реальном времени. Если в этой графе щелкнуть мышью, то упомянутое поле "вылезет" из нее и даст возможность выбора типов эффектов и регулировки их параметров (рис. 5). Обработок этих можно одновременно повесить сколько душе угодно - лишь бы компьютер потянул (имеется в виду работа в реальном времени). Максимальное число 256 пока на несколько порядков опережает вычислительные возможности нынешних машин. Cakewalk поддерживает стерео эффекты, использующие 32-битное внутреннее представление данных и математические операции с плавающей запятой, что позволяет (используя подключаемые модули соответствующего уровня и не совершая ошибок) получить обработку надлежащего качества.

 
Рис. 5  
   
Архитектура виртуальной консоли предоставляет не меньше (а часто и гораздо больше) возможностей, чем солидный студийный пульт. Судите сами: 128 дорожек (не важно - моно или стерео, и это еще не считая MIDI), для всех линеек полагается отдельный разрыв (insert), в который можно включить несколько эффектов подряд. Линейки могут быть сгруппированы (всего существует двенадцать групп), на фейдерах сгруппированных каналов появляются определенного цвета риски и фиксируется их относительное положение. Сигнал с каждой дорожки может быть направлен через любой из шестнадцати посылов (aux) еще на цепочку обработок, причем возможен посыл как до фейдера, так и после, с регулированием уровня посыла. Возврат с эффектов подмешивается к основному сигналу и попадает в мастер-секцию (уровень возврата также подконтролен). Не стоит огорчаться отсутствием подгрупп - если у вас многоканальная плата, то в виртуальной консоли появится столько же выходов. Причем, каждый из них, как и мастер-выход, имеет свои разрывы и может принимать возвраты с посылов.

Сознаюсь, я еще не встречал компьютера, который потянул бы весь список эффектов для достаточно плотной аранжировки - памяти и вычислительной мощности на них расходуется прилично. Тем не менее, девятый Cakewalk предлагает парочку полезных "фенечек", способных несколько улучшить настроение владельца не очень мощного компьютера. Во-первых, это монитор системных ресурсов, который наглядно показывает загруженность процессора и наполнение кэша жесткого диска (если кэш переполняется - диску не хватает быстродействия для чтения/записи текущего потока аудиоданных). Располагается монитор в правой части строки состояния. Чуть левее находится привычный индикатор свободного места на диске (рис. 6).

Рис. 6

Если в работе индикаторы загорелись красным - надо либо увеличивать размер буферов чтения/записи, либо снимать некоторые модули. Вторая вышеупомянутая полезность касается нежелания делать последнее. Это функция деструктивного пересчета аудио трека навешенными на него обработками - Apply Audio Effects. Ее можно использовать как в целях экономии ресурсов, так и как совершенно самостоятельную операцию редактирования, позволяющую обрабатывать звуковой фрагмент последовательной цепочкой эффектов с 32-разрядной внутренней передачей данных и прослушиванием в реальном времени. Кнопка Apply Audio Effects находится в верхней части окна Console View. Немного напрягает, правда, та же неразбериха с окнами - надо выделить нужный трек в Track View и лезть в консоль нажимать кнопку.

Еще в работе с модулями эффектов реального времени радует исчезновение "капризного отношения" к формату обрабатываемых аудиоданных. Как раньше, помните, - берем моно фрагмент, вешаем стерео модуль и... опс - неувязочка, эффект этот, мол, работает только со стерео данными. Теперь все работает. Даже в случае чередования форматов данных в треке (моно/стерео) проблем нет (хотя подобные нестыковки отдельных модулей разных фирм между собой все еще встречаются). А если пересчитывать в деструктивном режиме, то предоставляется полный контроль над выходом - и тебе стерео, и моно, можно даже обработанный сигнал на новый трек послать, по выбору сохранив или уничтожив оригинал (зайдя в меню регулировки параметров, увидите появившуюся закладку Mixing - рис. 7).

Рис. 7

Изменилась в лучшую сторону и комплектация программы штатным набором эффектов - начать нормально работать можно фактически сразу после покупки. Нельзя сказать, что прилагаемые эффекты прямо-таки лучшие из всех, но они используют современные алгоритмы и разрядность операций и передачи данных. Вот что представлено в базовой комплектации: хорус, параметрический эквалайзер, графический эквалайзер, лимитер, модуль смещения высоты тона (Pitch Shift), модуль изменения временного диапазона (Time Stretch), ревербератор, фленджер и Amp Simulation Lite. Последний является упрощенной версией одноименной обработки из отдельного набора модулей Cakewalk FX 2, и предназначен для имитации звучания многих известных инструментальных усилителей, в том числе ламповых (рис. 8). Все эффекты работают как в реальном времени, так и в деструктивном режиме пересчета данных. В случае деструктивного пересчета можно предварительно прослушать результат обработки. Время прослушиваемого отрезка устанавливается.

 
Рис. 8  
   
Как известно, любой серьезный пульт имеет поканальные эквалайзеры. Разработчики Cakewalk включили в меню глобальных установок опцию, позволяющую на каждый аудио трек (при помещении в программу WAV файла или открытии проекта) по умолчанию "навешивать" четырехполосный параметрический эквалайзер, работающий в реальном времени. Это очень удобно. Тем более, что ресурсы "отжирать" будут только работающие "примочки". Если эквалайзер не вносит никакой коррекции, единственным проявлением его наличия будет надпись в графе Effects. Чтобы мгновенно попасть в меню регулировок достаточно дважды щелкнуть по ней мышью. И не надо каждый раз эквалайзер активизировать заново (рис. 9).

Рис. 9

Форматы файлов
Улучшения не обошли стороной и миксдаун (микширование аудиоматериала с учетом всех регулировок, эффектов и тому подобных установок, производящееся не записью в реальном времени, а посредством математического пересчета) - жизненно важную функцию для тех, кто сводит внутри компьютера. Главным образом это коснулось увеличения количества поддерживаемых форматов звуковых данных, поскольку сводить можно не только на свободный трек, но и прямо в отдельный файл. И хотя процедуры эти называются по-разному (Bounce to Track и Export to File), вызываются они из одного подменю и выполняют практически идентичные операции. В обоих случаях можно изменять их рабочие установки - определять какие параметры будут исполняться при микшировании, а какие нет (имеется в виду, включать ли в процесс огибающие громкости и панорамы, пересчитывать ли активные эффекты или нет, и т. п.), указывается также и информация об исходном материале: количество треков, начало и конец. Затем остается обозначить номер создаваемого трека или формат, имя и расположение экспортируемого файла. Новый Cakewalk "знает" следующие новые форматы (не считая стандартного WAV). Это формат Real Audio G2 (с дополнительной поддержкой потока, совместимого с RA 5.0) - файлы с расширением *.RA - сжатие цифрового звука для воспроизведения в реальном времени через Интернет. Далее, Windows Media Advanced Streaming Format (Windows Media Technologies 4.0) - файлы с расширением *.WMA - алгоритм компрессирования, предложенный фирмой Microsoft. А также, широко известный MP3 (MPEG 1 Layer 3) - файлы *.MP3 (рис. 10). Прямой поддержкой данных форматов разработчики программы сняли головную боль у тех музыкантов, которые занимаются раскруткой или демонстрацией своего творчества в Интернете. Кроме того, появление и широкое распространение на рынке потребительской аудиоаппаратуры аппаратных MP3 проигрывателей, и возможность Cakewalk напрямую работать с этим форматом, дополнительно расширяют сферу его применения (тем более, что перевод музыки в другой формат неминуемо требует некоторой частотной коррекции, иногда даже нового сведения, а тут - все под руками).

Рис. 10

И последнее о форматах. Прошлые версии Cakewalk записывали звук в странные файлы с расширением *.WA~ (на самом деле, это обыкновенные WAV файлы, которые спокойно открываются в любом звуковом редакторе). Сейчас вещи назвали своими именами - WAV файл это именно *.WAV файл, а не что-то иное. Файлы, записанные ранними версиями программы, остаются без изменения, а новые создаются уже в нормальном виде. Пустячок, а приятно.

MIDI
Поговорив об аудио, перейдем к обсуждению развития MIDI инструментария Cakewalk. Правда, к аудио придется периодически возвращаться, так как в программе все взаимосвязано. Итак. В девятой версии глобальной модернизации подвергся режим редактирования Piano Roll (ну, сетка такая с клавиатурой). Теперь он позволяет работать с несколькими треками одновременно - "кубики" нот и "палочки" контроллеров для каждого отдельного трека имеют свой уникальный цвет (рис. 11). И любые манипуляции с редактированием можно производить, не останавливая воспроизведения. Мне это показалось настолько удобным, что я сейчас даже не представляю, как люди раньше работали. Помню, сколько времени уходило на то, чтобы согласовать голоса в партиях, а сейчас, пожалуйста, - чик и готово. Или по ритму. Квантайз-то не всегда проблему решает, даже Groove (стилистический) квантайз и тот порой бессилен - вручную ноты двигать приходится. И ведь приходилось их двигать буквально вслепую. Нет, как хотите, а многодорожечный Piano Roll - это они здорово придумали. Кроме того, в правой части редактора появилось еще одно окно, в котором можно не только выбирать, какие партии будут показаны, но и заглушать, солировать и ставить на запись каждый трек (имеется в виду mute/solo/arm). Для удобства работы окно это можно открывать и закрывать специальной кнопкой Show/Hide.

 
Рис. 11  
   
Раз уж я заговорил о квантайзе, упомяну об одной функции, имеющей к нему прямое отношение. Известно, что для создания своих шаблонов для Groove Quantize можно использовать любой подходящий MIDI материал - достаточно скопировать его в буфер обмена (Clipboard) и открыть, как Groove File. Так вот, ритмическую маску можно снять и с аудиозаписи. Это позволяет сделать один из инструментов аудио редактора Cakewalk - Extract Timing (рис. 12), анализирующий аудио фрагмент на предмет наличия ритмической пульсации в изменениях амплитуды сигнала. Для подстройки под конкретный материал варьируются значения порога срабатывания (Trigger Level) и минимальной длины расстояния между соседними импульсами (Minimum Length). На основе полученных данных могут быть реализованы разные "полезности". Это и преобразование ритмического рисунка в одноголосую MIDI партию (Convert Pulses to MIDI Note, высоту ноты можно выбрать), включая вычисление параметров динамики (velocity) по значению амплитуды. Для наглядности, партия схематично отображается прямо поверх аудио картинки. Это и точное определение темпа (Extract Timing), плюс отслеживание его изменений (Insert Tempo Changes), с возможностью исключения из процесса лишних значений длительностей нот (Expected Pulse Duration). И, наконец, это создание пресетов для квантайза (результат, по аналогии с MIDI, передается в буфер). Кроме того, интеллектуальные возможности интерфейса Extract Timing дают возможность распознавать и игнорировать в анализируемых данных стандартные ритмические рисунки (опция Find a Steady Rhythm), концентрируя внимание лишь на том, что непосредственно требуется для работы. Например, в барабанной партии бочка играет ровные четверти, в то время как малый барабан - нужные для анализа синкопированные фразы.

Рис. 12

Cakewalk с самых ранних версий известен своими "знаниями" самых разнообразных MIDI устройств - как синтезаторов, ритм-машинок и секвенсоров, так и другой аппаратуры, имеющей MIDI управление, например, процессоров эффектов. В списке присутствуют практически все известные мне популярные устройства. Если настроить Cakewalk на какое-нибудь из них, появится возможность управлять им из компьютера. Причем передаваться могут любые MIDI команды. Так, работая с синтезатором, можно прямо из окна Track View переключать каналы, выбирать банки, назначать пэтчи, а при помощи панели Studio Ware получить доступ к более тонким параметрам звукообразования. Вы скажете, все это было и раньше - что же изменилось? Ну, само собой разумеется, поддерживаемых устройств стало больше. Из принципиальных отличий, появился мгновенный доступ к системе навигации и поиска пэтчей - Patch Browser. Она показывает в одном окне все имена пэтчей всех тех инструментов, которые вы назначили на MIDI порты. Иными словами, не надо проводить уйму времени, перебирая многочисленные банки или каждый раз листать мануал процессора эффектов - достаточно выбрать нужный пэтч, нажать "OK" и программа сама разберется где его искать. Для того, чтобы не потеряться в огромной куче разных пэтчей (особенно, если приходится работать с двумя-тремя синтезаторами) в Patch Browser предусмотрена система их сортировки: по имени, по номеру, по номеру банка. Переключение осуществляется щелчком на соответствующих кнопках (Name, Bank и Patch). Плюс к этому, имеется и система поиска нужного пэтча по названию или части названия (рис. 13). Попасть в Patch Browser можно из обоих окон - и Track View, и Console. Для этого достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши по полю Patch, а не лезть в меню Track Properties, как это было реализовано в прошлой версии. Еще напомню, используя Patch Browser совсем не обязательно останавливать воспроизведение текущей композиции - система работает в реальном времени.

 
  Рис. 13  
   

MIDI эффекты
Вообще я заметил, что в новой версии Cakewalk разработчики постарались обеспечить работу в реальном времени всего, что только возможно. Не обошлось дело и без появления новых MIDI эффектов. На этот раз в реальном времени заставили работать... целую виртуальную ритм-машинку. Я имею в виду подключаемый модуль Session Drummer, входящий в штатный набор MIDI эффектов наряду с Arpeggiator, Chord Analyzer, Event Filter и т. д. Напомню, подобно подключаемым модулям формата DirectX для аудио, MIDI эффекты "навешиваются" на MIDI треки и могут работать, как пересчитывая данные, так и прямо во время воспроизведения. Session Drummer - это мощный инструмент для быстрого создания и редактирования барабанных дорожек, который, к тому же, настолько легок в управлении, что напоминает аналогичные решения во многих "самоиграйках". Любопытной особенностью Session Drummer является возможность его использования без создания клипа с партией ударных - не занимая места в проекте, он создает иллюзию работы внешней ритм-машинки, соединенной с компьютером. Только при этом полностью отсутствуют любые проблемы, связанные с синхронизацией.

 
Рис. 14  
   
Рабочее окно имеет три поля (Style, Pattern, Song) и несколько кнопок управления (рис. 14). Принцип работы состоит в составлении непрерывной барабанной партии из отдельных ритмических рисунков - паттернов. Это здорово напоминает работу с лупами, только вместо WAV файлов здесь MIDI секвенции. Паттерны для удобства работы систематизируются по стилям. В штатном наборе Session Drummer находится около семидесяти различных стилей, каждый, помимо понятного названия (например, Latin Samba, Jazz Swing-Ride, Hip-Hop Triplet Feel и т. п.), имеет и рекомендации по темпу исполнения. Конкретные стили объединяют в среднем по пятнадцать паттернов, которые и являются "кирпичиками" для построения аранжировки - там и примеры типовых рисунков, и вариации на них, и разнообразные брейки. Справа от названия паттерна в графе Length указывается сколько тактов он занимает.

Существует несколько способов работы с Session Drummer. Можно просто проигрывать бесконечно какой-нибудь паттерн, выделив его и нажав клавишу воспроизведения. Если же партия должна быть развитая (несколько рисунков, переходы между ними, вступление и кода), тогда в окне Song надо составить ее "сценарий". Выбранные паттерны достаточно расположить в порядке их воспроизведения и указать сколько раз проигрывать каждый из них. Для облегчения работы в окне дублируется размер паттернов и в графе Time показывается номер текущего такта всей аранжировки (начало первого паттерна приравнивается к первой доле первого такта). Если теперь запустить воспроизведение, то паттерны будут проигрываться в обозначенном порядке. Готовую партию можно сохранить как файл или перевести в обычный MIDI трек. Для этого надо нажать кнопку Apply MIDI Effects (рис. 15) в окне консоли, выделив предварительно тот трек, на котором находится Session Drummer - моментально в Track View появится соответствующий клип. Функция Apply MIDI Effects абсолютно идентична функции Apply Audio Effects (их клавиши и расположены-то рядом), с той лишь разницей, что она применяется для MIDI, а не для аудио.

Рис. 15

Если вам не хватает стилей, входящих в базовый набор Session Drummer, вы спокойно можете создавать и свои, причем не вылезая из Cakewalk. Ведь что такое стиль? Это стандартный MIDI файл (тип 0), состоящий из одного трека, а паттерны - отрезки этого трека, разделенные между собой маркерами. Название маркера и является именем паттерна. Иными словами, чтобы сделать свой стиль, надо собрать паттерны (их можно позаимствовать из любой подходящей MIDI аранжировки, если самому лень возиться) в один трек, согласовать, расставить и надписать маркеры, а потом сохранить полученное как MIDI файл в директорию, где лежат стили. Если вы работаете с синтезатором, несовместимым с GM/GS/XG, или с семплером, то знаете, что барабаны могут звучать не только на десятом MIDI канале, и раскладки барабанной установки у разных производителей могут здорово отличаться. Меню Settings (рис. 16) в Session Drummer дает возможность настроить модуль на любую раскладку, на любой канал и на любой MIDI порт (если он у вас не один). Кроме того, можно произвольно указать расположение каталога со стилями.

Рис. 16

Вторым "великим MIDI модулем", входящим в поставку Cakewalk 9, является Style Enhancer Micro 1.28 Lite - творение отечественной фирмы NTONYX Computer Laboratory из Новосибирска. Как это и следует из названия, программа особым образом воздействует на MIDI секвенции, вызывая даже у звучащих как шарманка пошагово забитых партий ощущение живого исполнения. И дело здесь совсем не в бездумном изменении таких параметров нот, как Start Time, Duration, Velocity, Pitch Wheel, Modulation, Panning и т. д. Авторы Style Enhancer провели серьезный анализ приемов игры на самых разных музыкальных инструментах и разработали методику их моделирования в MIDI. Каждому инструменту свойственны присущие только ему особенности, такие как способы звукоизвлечения, мелодический диапазон, конструктивные ограничения, традиции исполнения и многое другое. Музыкальный текст тоже представляет собой не беспорядочный набор нот и пауз, а логичную и стройную систему, подчиняющуюся определенным законам. Style Enhancer анализирует партию и рассматривает ее как совокупность музыкальных объектов (Musical Objects) - фразы, аккорды, интервалы или отдельные ноты - в контексте всего текста (и мелодики, и гармонии, и формы). Воздействие программы идет именно на музыкальные объекты, следуя определенным правилам (Rules). Одни из них касаются закономерностей, наблюдаемых в процессе исполнения любой музыки вообще, другие уточняют особенности ее воспроизведения на конкретных инструментах. Также существуют правила, способные добавлять, преобразовывать и убирать музыкальные объекты. Например, для Style Enhancer не составит труда не только оживить партию бас-гитары, но и добавить в нее ноты меньших длительностей, украсить ее слайдами, глиссандо и вибрато. Нарисованные мышью в окне Piano Roll "картошки" аккордов одним нажатием кнопки могут быть превращены во "вкусный" гитарный аккомпанемент, сыгранный, например, в испанской манере. Совокупность правил составляет стиль (Style). Каждый стиль имеет очень узкое применение - для действительно серьезного результата, обрабатываемая партия должна соответствовать ему не только по замыслу, но и по темпу, размеру, характеру и т. п. Я думаю, вы сами сообразите, во что превратится органный подклад к медленной балладе, если к нему применить стиль хард-роковой соло-гитары для быстрого темпа, с имитацией работы рычага.

В самостоятельной версии Style Enhancer пользователю предоставлен полный контроль над материалом - можно обозначать границы музыкальных фраз (очень важная функция для получения более точного акцентирования и экспрессии исполнения), зоны и степень воздействия и многое другое. И свои стили тоже можно создавать. Правда, большим недостатком программы стал слишком уж сложный интерфейс и огромное количество настраиваемых параметров - далеко не каждый захочет во всем этом разбираться. Тот же вариант Style Enhancer, что входит в комплект Cakewalk, лишен всяких продвинутых "заморочек" и позволяет просто обрабатывать текущий MIDI трек (или часть трека) готовыми стилями. Стилей представлено всего тридцать, скорее, в качестве демонстрации, чем для работы, поскольку выбирать фактически не из чего. Прямо в рабочем окне (рис. 17) можно прочитать, что многие параметры в Lite версии недоступны. Возможно только переключение стилей и варьирование глубины изменения (Depth) каждого контроллера. Внизу окна выводится подробная информация о текущем стиле.

 
  Рис. 17  
   
Чтобы расставить точки начала и конца музыкальных фраз, прямо в треке (до обработки) надо вписать определенные значения контроллера, номер которого назначается в меню Options модуля (рис. 18). Там же можно выбрать какой из контроллеров будет отвечать за Expression и настроить автоматическую оптимизацию (Auto Optimization) MIDI событий для фильтрации и сокращения количества ненужных MIDI команд, что иногда возникают после пересчета.

Рис. 18

Заинтересовавшимся возможностями Style Enhancer предлагается купить полную версию программы, без ограничений и с более полным набором стилей (около ста). Недавно появилось дополнение Style Set #2, добавляющее в рабочий набор более пятидесяти стилей. При наличии кредитной карточки, покупку можно сделать прямо через Интернет.

Гитарные функции
Как гитариста, меня очень умиляет появление в Cakewalk чисто гитарных приложений. В программе теперь есть виртуальный хроматический тюнер (рис. 19), позволяющий быстро и точно настроить гитару перед записью. Тюнер автоматически распознает какую ноту или струну вы хотите настроить, так что в процессе настройки нет надобности отрывать от инструмента даже одну руку. Кроме названия нот показывается текущее отклонение строя (в центах по горизонтальной шкале), входная амплитуда поступающего на прибор сигнала и направление коррекции частоты (вниз или вверх) до эталонного значения настраиваемого тона. Частотный анализатор тюнера работает быстро - никаких задержек я не заметил.

Рис. 19

Еще гитаристов (особенно не очень грамотных теоретически) порадует расширение возможностей окна редактора Staff (нотное изложение материала). Там, в добавление к нотам, не только сделали поддержку гитарной табулатуры, но и поместили красивое изображение гитарного грифа, на котором в буквенном виде загораются проигрываемые ноты (рис. 20). Да-да, прямо на нужных "струнах" и между нужными "ладами" - все как положено. Мало того, на грифе можно рисовать и двигать ноты - результат моментально дублируется и на нотоносце, и на табулатуре. Не знаю как вам, но мне очень понравилось, хотя я и в нотах не "плаваю". Тем более, каждый может настроить гриф по вкусу - начиная с количества и расположения струн и заканчивая цветом "накладки". Вот только одно не понятно - почему нельзя перетаскивать ноты с одной струны на другую? Это было бы удобно для работы с табулатурой.

 
Рис. 20  
   
Табулатура работает в двух режимах. Быстрый способ, Quick Tab, без лишних вопросов транскрибирует весь материал автоматически (и, конечно, не везде правильно). Опция Regenerate Tab служит для более детальной работы - можно точно определить позицию выделенного фрагмента (скажем, пересчитать все ноты в такте на открытую позицию), а также есть возможность настроить отдельный MIDI канал на каждую струну (актуально при записи с гитарного MIDI контроллера). Готовую табулатуру можно не только распечатать на принтере, но и преобразовать в текстовый ASCII формат (файлы *.TXT) - получится прикольная ее пародия, занимающая к тому же мало места. Я, правда, так и не понял, - зачем это нужно. Если посмотреть на редактор Staff в целом, больше я в нем никаких революционных изменений в сравнении с прошлыми версиями не заметил, по мелочам же - добавили пошаговую "прокрутку" партии в обоих направлениях и возможность изменять способы написания нот (математически точное изложение, или легче воспринимаемое визуально). Короче, не думаю, что Staff может заменить настольную издательскую систему, но со своей задачей помощи музыканту он справляется прекрасно.

Интерфейс
Cakewalk давно известен дружелюбием своего пользовательского интерфейса. Приятно сознавать, что разработчики не останавливаются на достигнутом - с каждой новой версией программы появляются новые "полезности" и "приятности". Девятая версия не исключение. Перечислю наиболее заметные из них.

Рис. 21

Знакомьтесь - новая плавающая панель Solo (рис. 21). Она позволяет одним нажатием соответствующей кнопки сбросить со всех треков такие атрибуты, как Mute, Solo и Arm. Необыкновенно удобно при работе с большим количеством дорожек. Другой вариант - щелчок по загорающемуся символу в слегка модернизированной строке состояния (рис. 22 - только ее по экрану не поперемещаешь).

Рис. 22

Вы пробовали прямо в окнах редакторов (Piano Roll, Event List, Staff, Lyrics, Audio) переходить с одного трека на другой? Теперь это стало еще проще. Чтобы не открывать каждый раз меню (не бойтесь, оно осталось), добавлены команды перехода на соседние треки Show Track, в обе стороны - Next и Previous (рис. 23).

Рис. 23

Работая в Piano Roll, стало возможно выбирать каналы, на которые будут действовать изменения параметров контроллеров. Выбрав в меню Controller Channel Selection опцию All Channels (рис. 24), вы сможете воздействовать на все MIDI каналы одновременно.

Рис. 24

Если раньше при изменении темпа заданный результат становился заметен лишь после нажатия клавиши Enter, то теперь Cakewalk реагирует "на лету", прямо во время набора цифр (рис. 25).

Рис. 25

Немного изменилась работа индикаторов перегрузки аудиовхода - отныне они загораются не строго по достижении 0 дБ, а чуть раньше (где-то в районе -0,1 дБ).

Для осуществления записи необходимо приготовить к ней нужный трек, нажав Arm - без этого запись невозможна, тем не менее, для MIDI треков это условие можно и отключить в меню Options-Global-General. Установки записи (sound-on-sound, overwrite, и т. д.) больше не являются общими для всех проектов - для каждого можно выбрать и сохранить свою установку.

Чтобы попасть в диалоговое окно Snap To Grid (функция притягивания к тактовой сетке) вместо "shift-клика" достаточно щелкнуть по иконке правой кнопкой мыши.

Если вы проигрываете свои композиции в программируемом порядке (Play List), управлять воспроизведением (старт/стоп) можете при помощи привычного пробела. Кроме этого, добавлены и другие клавиатурные сокращения.

Ну и немного реорганизовали систему меню - часть команд из Options переехала под "крышу" Tools, а скрипты CAL запускаются теперь из меню Edit (что, в общем-то, логично).

Тест
Под конец хочется отметить стабильность Cakewalk. Не знаю как вам, но лично мне в процессе работы не хочется заниматься борьбой с компьютером. Про эту борьбу я забыл версии эдак с седьмой - никаких "недопустимых операций", тормозов, зависаний, конфликтов (при условии, конечно, что операционная система не глючит) и на первый план в моем анализе вышли гораздо более важные вещи. Я имею в виду надежность и "честность" работы с данными. Многие компьютерные системы записи обвиняют (и часто справедливо) в неточном воспроизведении звука, разнообразных задержках, плохой синхронизации и прочих "смертных грехах". Типа, "да он играет каждый раз по-разному", "треки между собой разъезжаются" и все такое. Далее я приведу описание и результаты одного теста, ярко демонстрирующего рабочие качества программы. Выводы делайте сами. Идея теста принадлежит Евгению Петрову (чьи статьи неоднократно публиковались в МО - прим. ред.), каждый из вас может повторить его у себя, как это сделал и я. Хочу обратить особое внимание - Cakewalk тестировался на уровне аудио функций, а не в паре со звуковой платой и не надо воспринимать результаты теста признанием любой дешевой мультимедийной жестянки оцифровщиком экстра класса.

Итак. Задача первая - проверить повторяемость виртуального сведения - миксдауна. Имеем проект с восемью аудио дорожками (если точно, четыре из них стерео, и четыре - моно). На каждую в разрывах навешены разные модули DirectX, задействованы два посыла на эффекты, и мастер-разрывы. Эффекты использовались из наборов Cakewalk FX 1 и FX 2, Waves и DSP/FX. Обработки, которые дают каждый раз случайный результат (например, IDR) в данном случае использовать нельзя (думаю, не надо объяснять почему). Также необходимо отключить опцию Apply Dither в меню Options-Audio-Advanced (это встроенная функция дизеринга). Затем, последовательно делаем несколько миксдаунов с идентичными установками параметров. Полученные треки (или файлы) отправляем в Sound Forge, где их сравниваем между собой суммированием в противофазе. Как это делается? Копируем один из файлов целиком в буфер обмена Clipboard, переходим в окно другого и даем команду Mix. В появившемся меню отмечаем флажком опцию Invert Data либо для первого файла (Source), либо для второго (Destination) - не принципиально. Результат сложения - абсолютные нули (по статистике - Peak: 0,0 dB, RMS: 0,0 dB). Вывод: суммируемые файлы полностью идентичны, следовательно, работа миксдауна в Cakewalk оценивается на пять баллов. Что и требовалось доказать. Не верите - повторяйте тест сами.

Задача вторая - доказать, что подобное справедливо и при работе в реальном времени (то есть, вместо миксдауна записать сведенную аранжировку в новый трек). Здесь надо оговориться. Некоторые эффекты, которые в случае миксдауна давали раз за разом одинаковый результат (иначе не было бы нулей при суммировании), при использовании их в реальном времени начинали работать нестабильно (тот же Waves TrueVerb - каждый новый дубль давал новый реверберационный "хвост"). Поскольку тестировались именно аудио функции Cakewalk, а не весь набор модулей, я счел возможным выкинуть "нечестные" эффекты из сведения. Цифровой поток с выхода виртуального пульта направлялся на свободный трек при помощи программного аудио драйвера Virtual Audio Cable Driver 1.11. Это - чтобы не зависеть от звуковой платы (с ее возможным ресемплингом, джиттером и глючными драйверами) и гарантировать передачу данных бит-в-бит. После чего была произведена запись в реальном времени сведенной фонограммы. Записал в одинаковых условиях несколько вариантов. Монитор ресурсов при этом показывал загрузку диска около тридцати процентов, а процессора - где-то пятьдесят, в пиках - до семидесяти процентов. Полученные треки по отработанной схеме сравнил между собой. Результат - те же абсолютные нули. "Теорема" доказана. Небольшая оговорка. Евгений Петров предупреждал, что первые секунду-две возможно некоторое торможение воспроизведения и, как следствие, остаток данных после суммирования в противофазе. Я же начинал запись за три-четыре пустых такта до первого звука аранжировки и перед отправкой в Sound Forge срезал паузы командами Split At Time и Delete. Может, при старте впритык получилось бы то же самое. Так что, если вы работаете в реальном времени, не забудьте оставить немного свободного места в начале проекта - на всякий пожарный.

Ошибки
"На закуску" я припас вам выявленный глюк Cakewalk - обратите внимание. Симптомы такие: есть, к примеру, два аудио клипа - один, а сразу за ним другой. Первому делаем Fade Out, а второму, соответственно, Fade In (не карандашом рисуем, а командой). Иногда после этого на границе клипов при проигрывании прослушивается щелчок. Иногда - нет. Зависимость установить пока не удалось, разве что стало понятно, в каком клипе возникает (стираешь первый - щелкать перестает, стираешь второй - нет). Если в режиме Audio сделать Combine (объединить оба клипа) - щелчок исчезает. В самих аудиоданных тоже никакой лажи нет. Будем надеяться - исправят первым же патчем.

Еще баг из этой серии. Берем аудио клип, выделяем часть его и также делаем Fade In - на границе зоны выделения возможен провал по громкости. То есть, громкость плавно увеличивается с нуля и в момент прихода в максимальное значение слегка "затыкается". Причем, на "картинке" все в порядке и если сделать реэкспорт, например, в Sound Forge - симптом исчезает. Наблюдалась как-то и такое (правда, всего один раз и не у меня): в цепочке моно клипов, после пересчета эффектами во внешнем редакторе, один клип возвратился в стерео формате. При воспроизведении, следующий за ним клип (моно) проигрывался с искажениями. Замечу, я у себя несколько раз моделировал подобную ситуацию - и ничего похожего не "поймал". Вообще, стоит заметить, что все вышеописанные баги проявляются лишь при работе в деструктивном режиме - если "рулить" фейды огибающими (в окне Audio), никаких проблем не наблюдается. Так, кстати, и результат лучше будет, ведь после каждой операции пересчета файла неизбежен транкейт при сохранении в текущий формат. А вот то, что Cakewalk отказывается работать в реальном времени с подключаемым модулем Acoustic Mirror (притом, что прошлая версия работала) - это действительно серьезный недочет последней версии. Вся надежда на скорый выход патча.

Заключение
Вы, наверное, заметили, что на протяжении всей статьи я не позволил себе ни одного "наезда" на аналогичные продукты других фирм, даже прямого сравнения возможностей делать не стал. Свое мнение у меня, конечно, есть. Тем не менее, считаю, что больше пользы принесет грамотная (надеюсь) и беспристрастная оценка. В заключении, хочу поблагодарить Евгения Петрова за тест и многочисленные консультации, а также выразить надежду, что моя статья поможет вам в работе.

Cakewalk Pro Audio 9.0 499$
Мультимедиа Клуб


Cakewalk Sonar

  Оценка статьи

Посещений: 22794 | Проголосовавших: 54 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии

05.07.05 08:12

опишите мне как все же накладываются эффекты на уже прописанные звуки как сделать так чтобы например на гитаре был эффект виолончели

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА