Начало
 
 


Звуковые редакторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Звуковые редакторы для MacOS
 

 
  Digidesign Sound Designer II

Александр КРАШЕНИННИКОВ
Музыкальное Оборудование
июнь 2001

Это одна из старейших программ для профессионального редактирования звука на платформе Macintosh. За более чем 10 лет ее существования, интерфейс программы не претерпел практически никаких изменений: он по-прежнему остался в основном черно-белым (рис. 1). Многие существенные функции также были заложены еще в самом начале. По сравнению с сегодняшними редакторами, загрузив которые, полчаса только любуешься красотой интерфейса, SD II - не более, чем серая мышка. И, однако, немало людей продолжают пользоваться им до сих пор. Почему? Попробуем разобраться.

Рис. 1

Функции
В SD II есть функции обработки сигнала, реализованные для работы только в нелинейном режиме, и функции (выделенные в меню DSP), способные работать в режиме реального времени. Первые включают в себя фейды, разрезание, обнуление, копирование, вставку и т. п. Вторые - это эквалайзеры (параметрический и графический), компрессор, сжатие/растяжение времени и изменение тональности без изменения времени. Как своеобразный "довесок", имеется еще примитивный спектроанализатор.

Сильной стороной SD II является удобство выделения участков файла (Regions) вручную или с помощью маркеров и составления списков воспроизведения (Playlists) со всевозможными фейдами и предварительным прослушиванием. Эти функции являются неразрушающими, то есть никак не затрагивают данный звуковой файл. Еще более важно то, что списки воспроизведения и участки, а также маркеры, напрямую воспринимаются программой Master List CD и могут использоваться как границы CD-трека, индексы и т. п. Следует учесть, что MLCD до сих пор является единственной программой (не считая Sonic Studio), способной создавать диск-матрицу для переноса ее непосредственно на гласс-мастер без ошибок.

За последнее время в МО было опубликовано несколько статей по всевозможным компьютерным редакторам, так что я не считаю нужным вдаваться в подробное описание каждой функции программы, а постараюсь заглянуть внутрь нее.

Принципы обработки и разрядность
Отмечу, что практически любое вмешательство в звук происходит не с помощью центрального процессора Макинтоша, и, как следствие, скорость обработки не зависит от мощности машины. Она равна реальному времени звучания всего файла или обрабатываемого фрагмента. Исключение составляет лишь процесс изменения частоты дискретизации.

Пересчетом звука занимается процессор Motorola серии 56k, установленный на многих платах компании Digidesign (Audiomedia, Sound Accelerator и Pro Tools различных модификаций). Его разрядная сетка составляет 56 бит. Для того, чтобы SD II работал в полном объеме, необходима одна из таких плат.

Разрядная сетка внутри программы составляет 24 бита, и ту же разрядность имеют программные гейты ("ворота" обмена данными), используемые для подключения модулей, выпускавшихся как самой компанией Digidesign, так и рядом других фирм: Waves, Antares, DUY и др. SD II работает с 16- и 24-разрядными файлами. При обработке 16-битных файлов можно использовать внутренние функции дизера и нойс-шейпинга программы, или другие, встроенные в подключаемые модули. В качестве спецэффекта "ухудшайзер" можно и не пользоваться дизером вообще.

О качестве звука говорить может тот факт, что программа нередко используется в качестве эталонной. Характерна для нее еще и высокая повторяемость результатов.

Подключаемые модули
Их довольно много, но мы рассмотрим лишь те из них, которые проверены временем и используются до сих пор.

Digidesign DiNR и Hum Removal - программы шумопонижения и подавления сетевого фона и его гармоник. DiNR (рис. 2) используется довольно часто и сейчас, иногда даже соперничая с NoNoise от Sonic Solutions. Принцип ее действия таков: по заданному образцу шума выстраивается кривая, по которой определяются пороги срабатывания 1024 узкополосных экспандеров. Кривую можно вручную корректировать, изменяя порог каждой точки, нескольких сразу или всех одновременно. Имеются также возможность изменять время срабатывания и восстановления (общие для всех экспандеров) и регулируемая функция сглаживания (Smoothing). Программа Hum Removal является набором режекторных фильтров с очень высокой добротностью: их ручной настройкой удаляют сетевой фон и его гармоники. Стоит учесть, что для работы с этими модулями необходимо четкое понимание происходящих изменений и терпение: только тогда можно добиться поистине потрясающих результатов. Обе программы работают с разрядностью 24 бита, независимо от разрядности исходного файла.

 
Рис. 2  
   

Пакет модулей Waves. В последней версии, работающей с программой SD II (Waves 2.5), особый интерес представляют Renaissance Compressor и Renaissance Equalizer. Внутри они работают с удвоенной точностью, то есть с разрядностью 48 бит, и могут использоваться при мастеринге.

MDT и JVP компании Jupiter Systems. MDT представляет собой компрессор, работающий в широкой полосе, а также в трех- и пятиполосном режимах. Частоты раздела не регулируются. Разрядность - 24 бита. Лично я этот модуль использую крайне редко, так как мне не нравится окраска, которую придает звуку его кроссовер/сумматор. JVP (рис. 3) - модуль очень полезный, когда имеешь дело с обработкой вокальных дорожек, записанных в другой программе. На мой взгляд, деэссер, входящий в его состав, является самым лучшим "нежелезным" прибором этого типа. Неплох также и эквалайзер. Помимо них, имеются компрессор, экспандер/гейт и линия задержки. Большое преимущество модуля в том, что все нужные обработки сигнала он делает за один проход. Разрядность модуля - также 24 бита.

 
Рис. 3  
   

Разрозненные соображения
Мелочь, а приятно: экранное представление волны выполнено в программе SD II с предельной точностью. Это позволяет без боязни ошибиться использовать инструмент "карандаш", например, при реставрации виниловых пластинок: удаление щелчков вручную, хоть и трудоемкое, обеспечивает наилучшую сохранность исходного музыкального материала.

Даже не имея подключаемых модулей, можно произвести некоторую предварительную обработку микса, пользуясь встроенными эквалайзером и компрессором, опять же, без существенной потери качества.

Данная программа при наличии платы, обеспечивающей разрядность 24 бита по цифровому входу и высококачественный внешний АЦП, представляет собой отличный цифровой мастер-магнитофон. Тут же отмечу, что использование с этой целью двух дорожек программы Pro Tools, ныне нередко практикуемое, приводит к необратимому нарушению стереобазы материала.

Стоимость аппаратуры, необходимой для успешного функционирования SD II, сегодня крайне низка. Macintosh (Quadra или Power PC с шиной NuBus) стоит 100-300$, примерно в том же диапазоне можно приобрести плату Digidesign Audiomedia II, имеющую реальную разрядность 24 бита по цифровому входу/выходу. Еще лучшим приобретением (хотя и маловероятным) будет плата Sound Accelerator II или Pro Tools II с интерфейсом Pro Master 20: помимо разрядности цифрового входа/выхода 24 бита, он имеет превосходный 20-битный АЦП фирмы Ultra Analog.

Главный недостаток программы, сильно тормозящий работу - это то, что вся обработка сигнала производится за время, равное времени звучания и то, что одновременно можно пользоваться только одним модулем. Хотя то, что время обработки совпадает со временем звучания, оборачивается еще и достоинством: этот вопрос я затрагивал в свое время в статье о процессорах компьютеров, как синхронность работы и принципы работы специализированных процессоров обработки сигналов влияют на качество звука, особенно при работе в реальном времени.

Другой недостаток (хотя для меня он и не играет особой роли) - это ну очень древний интерфейс. В современном понимании один уровень отмены действия - это уже неприлично, но обычно для работы хватает. Можно также включить опцию создания резервной копии при открывании файла, и тогда всю работу можно будет начать сначала, если результат получился неудовлетворительный.

Еще раз подчеркну, что среди относительно недорогих программ, работающих с использованием специализированных процессоров звуковых плат, SD II и по сей день остается в лидерах прежде всего из-за высокого качества обработки звука, удобства в работе и очень высокой надежности.

Digidesign Sound Designer II
www.digidesign.com

  Оценка статьи

Посещений: 11851 | Проголосовавших: 27 | Средняя оценка: 4.3

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА