Начало
 
 


Синтезаторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Clavia Nord Modular

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
июнь 2000

Многие из занимающихся современной музыкой слышали о синтезаторах Nord Lead и Nord Modular. Кто их только не использовал: и мэтры индастриала - Nine Inch Nails, Front 242 и KMFDM; и отцы-основатели трип-хопа Massive Attack; и биг-битовые Prodigy; и потусторонний Underworld... Но сфера применения этих инструментов не исчерпывается модной музыкой. В использовании "нордов" были замечены Tony Levin, Mike Oldfield, Boris Blank (Yello) и Jean Michel Jarre. И это далеко не полный список...

Собственно, фирме Clavia мы и обязаны "виртуальной аналоговой" революцией, которая разворачивается на протяжении последних пяти лет - именно Clavia выпустила первый синтезатор, имитирующий как по звуку, так и по принципам управления старые инструменты, но работающий на основе математических моделей звукообразования - Nord Lead 1. Его успех и послужил сигналом для других производителей - сейчас псевдоаналоговые синтезаторы не выпускает только ленивый. Но Clavia не собирается сдавать своих позиций: ее изделия пользуются весьма большим спросом во всем мире.

Герою сегодняшнего обзора - виртуальному модульному синтезатору Nord Modular - уже три года (он был выпущен в 1997 году). Инструмент представляет собой программно-аппаратную систему: в его корпусе находятся DSP, флэш-память для пэтчей, аналоговые входы и выходы, произвольно назначаемые регуляторы; но вся эта "кухня" работает под управлением компьютерной программы, которая "общается" с синтезатором по MIDI. Преимуществом такого решения являются максимальная гибкость и удобство программирования плюс высокая мобильность - ведь все созданные пэтчи можно сохранить в памяти синтезатора, отключить его от компьютера и использовать инструмент на концерте.

Кстати говоря, до сих пор ни одна фирма не выпустила достойного конкурента Nord Modular. Только Creamware попыталась изобразить модульный синтезатор в своей системе Pulsar, однако ни по звуку, ни по функциональным возможностям этот синтезатор не смог догнать Modular.

Но, несмотря на солидный возраст своего детища и отсутствие серьезных конкурентов, Clavia и не думает останавливать развитие системы. Во-первых, еще год назад появился Micro Modular - версия синтезатора с меньшей полифонией и мультитембральностью, но и с более демократичной ценой. Во-вторых, фирма всячески способствует увеличению количества свободно распространяемых пэтчей - сейчас счет им пошел уже на тысячи (только на сайте Clavia более 9,5 тысяч пэтчей, а есть еще несколько десятков сайтов, посвященных Nord Modular), причем доступны и все пэтчи с синтезатора Nord Lead 2. А в-третьих, регулярно выходят бесплатные обновления программы управления, в которых появляются все новые и новые модули. Не так давно выпущена третья версия программы, которая работает теперь не только на PC, но и на Macintosh. Кроме этого, в третьей версии появилось несколько принципиальных нововведений, позволяющих создавать все более изощренные схемы синтеза звука. Именно об этой версии и пойдет речь в статье.

Аппаратная часть

Nord Modular выпускается в двух версиях - клавишной и рэковой. Разница - в наличии двухоктавной динамической клавиатуры у клавишной версии. Все остальное совершенно одинаково.

Clavia Nord Modular Keyboard

Инструмент имеет мультитембральность в четыре части и полифонию, которая меняется от 4 до 32 голосов, в зависимости от сложности пэтча. Всю работу по синтезу звука выполняют четыре DSP. Но есть возможность установить специальную плату расширения, которая увеличивает количество DSP и, соответственно, минимальное количество голосов до восьми. Внутреннее представление данных - 24-разрядное, внутренняя частота дискретизации - 96 кГц. Во флэш-памяти инструмента есть место для 9 банков по 99 произвольно редактируемых пэтчей, причем с завода синтезатор выходит только с одним записанным банком.

Clavia Nord Modular Rack

Практически всю левую часть верхней панели инструмента (рис. 1), занимают 18 произвольно назначаемых регуляторов. Рядом с каждым регулятором находится светодиод, указывающий на его активность. При работе в однотембральном режиме все регуляторы могут быть задействованы для управления модулями одного пэтча. А для работы в мультитембральном режиме нажимается кнопка Panel Split, разбивающая регуляторы на четыре секции, которые присваиваются разным MIDI каналам. Левее назначаемых регуляторов находится общий регулятор громкости, уже упоминавшаяся кнопка Panel Split, кнопка Find/Panic, используемая для вывода на дисплей названий присвоенных регуляторам параметров или обнуления синтезатора, и кнопки октавного транспонирования клавиатуры Oct Shift со светодиодными индикаторами.

 
Рисунок 1  
   

На правой части верхней панели находится небольшой (2 строки по 16 символов) жидкокристаллический дисплей с подсветкой. Ниже дисплея есть четыре системные кнопки (Store, System, Edit и Patch/Load) и четыре кнопки активизации "слотов" - четырех произвольно назначенных MIDI каналов для мультитембральной работы. Рядом находятся клавиши управления курсором, колесо ввода данных, клавиша Shift и кнопка Assign/Morph, которая используется для быстрого назначения параметров на регуляторы, а также для назначения диапазона групп морфинга (об этой функции будет сказано далее).

 
Рисунок 2  
   

На задней панели (рис. 2) находятся четыре аналоговых выхода (преобразователи 18-разрядные, частота дискретизации 96 кГц), выход на наушники, два аналоговых входа (преобразователи 16-разрядные, частота дискретизации 48 кГц) и два входа для подключения педалей (Sustain и Control). Все входы и выходы выполнены на джеках. Также на задней панели есть кнопка включения питания (питается синтезатор напрямую от сети), два MIDI входа и два MIDI выхода. Одна пара MIDI разъемов используется для обмена данными с программой управления, а другая - для связи с остальным MIDI оборудованием. То есть при работе Modular с компьютерным секвенсором у компьютера должен быть MIDI интерфейс с двумя парами свободных входов и выходов.

Clavia Nord Micro Modular

Синтезатор Nord Micro Modular однотембральный (одновременно производит только один звук), имеет полифонию, которая колеблется от одной до четырех нот в зависимости от сложности пэтча (у синтезатора всего один DSP). Во внутренней памяти могут храниться только 99 пэтчей. Однако, как и Modular, Micro Modular работает на частоте 96 кГц и использует 24-разрядное внутреннее представление данных. Кроме того, в нем стоят те же самые преобразователи, что и у старшей модели.

 
Рисунок 3  
   

Micro Modular выполнен в виде небольшой коробочки (ее размер всего 210 x 120 мм). На верхней панели (рис. 3) находятся три произвольно назначаемых регулятора, регулятор громкости, двухсимвольный дисплей, кнопка Shift и две кнопки переключения пэтчей. Кнопка Shift переводит органы управления в альтернативный режим работы. Например, Shift + третий назначаемый регулятор позволяет быстро пролистывать пэтчи, а Shift + второй назначаемый регулятор позволяет менять MIDI канал. На задней панели Micro Modular (рис. 4) находятся два аудио входа, два аудио выхода, выход на наушники (все входы и выходы выполнены на джеках), две пары MIDI разъемов (входы и выходы) и гнездо питания (адаптер входит в комплект). Как и Modular, Micro Modular имеет отдельную пару MIDI разъемов для обмена данными с программой управления, а MIDI клавиатура и прочие MIDI устройства соединяются с ним через вторую пару.

 
Рисунок 4  
   

Программная часть

Для управления Modular и Micro Modular применяется одна и та же программа - Nord Modular Editor. Сразу после инсталляции и указания MIDI портов для обмена данными, она автоматически конфигурируется под используемый синтезатор. Если вы работаете с Nord Modular, то в программе появляются четыре окна, соответствующие четырем слотам инструмента, в которые выводятся схемы коммутации модулей текущих пэтчей (при переключении на синтезаторе пэтчей происходит автоматическая смена схем синтеза и в окнах программы). А если к компьютеру подключен Micro Modular, то в программе появляется только одно окно. Больше никаких отличий в настройках программы под эти синтезаторы нет, и пэтчи, созданные на Modular, совершенно спокойно загружаются в Micro Modular и звучат абсолютно также.

 
Рисунок 5  
   

Рабочее окно программы Nord Modular Editor 3.0 (рис. 5) разбито на два больших поля с подвижным разделителем: верхнее называется Poly Voice Area, а нижнее - Common Voice Area. В верхнем поле выстраивается структура каждого голоса пэтча, а в нижнем поле устанавливаются модули, общие для всех голосов пэтча. Такое разделение нужно, во-первых, для разгрузки схем коммутации - в предыдущих версиях редактирование всего пэтча осуществлялось в одном поле, и в "навороченных" схемах было очень легко запутаться. А во-вторых, такая структура позволяет несколько снизить загрузку DSP синтезатора. На рисунке 6 показано, что происходит при воспроизведении четырехголосного пэтча.

Рисунок 6

DSP фактически приходится выполнять четыре одинаковых программы (PVA voice 1-4) - по одной на каждый голос. Зато все модули, установленные в Common Voice Area (CVA), не "расчетверяются" - DSP выполняет эту часть программы только один раз и распространяет ее результат на каждый голос. В предыдущих версиях программы, где Common Voice Area не было, и эта часть программы также выполнялась четыре раза, что увеличивало загрузку процессора. Как правило, в Common Voice Area устанавливаются модули обработки выходного стерео сигнала пэтча (например, линия задержки, хорус или овердрайв), которые работают постоянно и не зависят от нажатия клавиш на клавиатуре.

 
Рисунок 7a  
   

Выше Poly Voice Area и Common Voice Area находится панель инструментов (рис. 7a). На нее выводится название текущего пэтча (окно Patch), количество запрашиваемых и реально доступных голосов (Voices: R и C - Requested и Current), загрузка процессора модулями, установленными в Poly Voice Area (Load: PVA) и общая загрузка DSP (значок суммы). Еще правее на панели есть несколько цветных кнопок, позволяющих скрыть различные типы соединительных кабелей или изменить их изгиб (кнопка с буквой S). Под этими кнопками расположены четыре регулятора, которые используются для управления группами морфинга (об этой функции далее).

Рисунок 7б

В правой части панели инструментов (рис. 7б) выводятся поля ввода параметров портаменто и диапазона колеса сдвига высоты тона, а также кнопки переключения слотов Modular (если программа работает с Micro Modular, то кнопка всего одна). Но самым главным элементом панели инструментов является таблица групп модулей - полоса с закладками, каждая из которых открывает доступ к определенной группе пиктограмм, символизирующих разные модули. Для того, чтобы установить новый модуль в любое из полей рабочего окна, просто перетаскиваем пиктограмму в нужное место.

Для коммутации модулей между собой используются четыре типа виртуальных соединительных кабелей. Красные кабели символизируют аудио сигнал. У модулей, которые способны с таким сигналом работать, есть входные и выходные разъемы красного цвета: круг обозначает вход, а квадрат - выход. Синие кабели символизируют управляющие сигналы, то есть сигналы от LFO, генераторов огибающей, секвенсоров и т. д. К управляющим сигналам также относятся MIDI контроллеры и MIDI сообщения номера ноты и динамики. Внутри Modular управляющие сигналы передаются с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 24 кГц. Входы и выходы таких сигналов на модулях изображаются синим кругом и квадратом соответственно. Желтые кабели символизируют логические сигналы -открывающие и закрывающие сигналы, сигналы тайминга и т. д. В отличие от аудио или управляющих сигналов, логические сигналы имеют только два значения, соответствующие 0 и 1, то есть представляют собой прямоугольные импульсы. И, наконец, последний тип соединительных кабелей - это кабели зависимых (Slave) сигналов. Они изображаются серым цветом и используются для соединения основных (Master) и зависимых (Slave) модулей.

Рисунок 8

Любые регуляторы модулей могут быть назначены на физические регуляторы самого синтезатора. Чтобы было проще ориентироваться в назначениях, можно вызвать на экран Knob Floater (рис. 8), на котором указываются назначения параметров на регуляторы. Причем, когда синтезатор используется в автономном режиме, без компьютера, все указанные связи сохраняются. Также любому регулятору можно присвоить определенный MIDI контроллер. Но есть в Modular еще одна очень интересная функция, которая называется "группой морфинга". С ее помощью можно назначить до 25 различных параметров на каждый из четырех регуляторов, расположенных на панели инструментов (а сами регуляторы назначить на физические регуляторы синтезатора). Таким образом, например, можно с помощью одного регулятора управлять и частотой среза, и резонансом фильтра. Особенно ценна эта функция для Micro Modular, у которого есть всего три ручки для управления синтезом в реальном времени.

Рисунок 9 Как уже говорилось, при смене пэтчей в синтезаторе, в окне Nord Modular Editor также происходит их автоматическая замена. Кроме того, можно открыть любой файл, который находится на диске, и он будет автоматически загружен в синтезатор. Причем гораздо удобнее это делать при помощи специального браузера (рис. 9), который появился в третьей версии программы. Двойной щелчок на названии любого пэтча приводит к его загрузке в синтезатор и открытию в окне программы схемы коммутации модулей. Однако загруженные таким образом пэтчи не сохраняются во флэш-памяти синтезатора. Для записи загруженного пэтча в один из имеющихся банков нужно воспользоваться командой Save In Synth, которая находится в меню Patch.

Также можно загружать в память синтезатора и выгружать из нее банки целиком. Для этого существуют две команды - Bank Upload и Bank Download в меню Synth. Особенно полезны эти команды при работе с Micro Modular: можно сначала создать отдельные банки басов, пэдов, лидирующих звуков и т. д., а при работе над своими композициями быстро их менять.

Еще одно важное нововведение в версии 3.0 программы Nord Modular Editor - возможность работы с четырьмя Nord Modular или Micro Modular одновременно. В диалоговом окне MIDI Setup (команда меню Setup/MIDI) есть четыре поля настройки четырех пар MIDI портов для такой работы. При этом в программе увеличивается количество окон, в которые выводятся все пэтчи всех синтезаторов.

Модули

Сейчас Nord Modular имеет 109 модулей, которые разбиты на 10 групп: входы и выходы, звуковые генераторы (осцилляторы), генераторы низкой частоты (LFO), генераторы огибающей (Envelopes), фильтры, микшеры, аудио обработка, модули контрольных сигналов, логические модули и секвенсоры. В любом пэтче можно применять до 254 модулей: 127 в Poly Voice Area и еще 127 в Common Voice Area. Разумеется, в реальности все ограничено производительностью DSP, однако модули Nord Modular отличаются весьма умеренной ресурсоемкостью.

Модуль Загрузка, %
аудио вход 2,2
четыре выхода 2,0
звуковой генератор A 11,0
звуковой генератор В 8,3
генератор шума 1,7
генератор низкой частоты 1,8
генератор огибающей ADSR 1,6
фильтр 24 дБ/окт 6,6
микшер с 8 входами 2,2
регулятор панорамы 1,7
4-позиционный переключатель 1,0
линия задержки 8,0
стерео хорус 9,1
секвенсор 1,7

Из таблицы хорошо видно, что, например, пэтч, имитирующий классический синтезатор типа Minimoog (с тремя звуковыми генераторами, генератором шума, микшером, фильтром, двумя генераторами низкой частоты, тремя генераторами огибающей, а также линией задержки и хорусом на выходе) будет отбирать около 70 процентов мощности одного DSP. На самом деле загрузка будет чуть больше, так как здесь не учитываются различные служебные модули. Но они используют ресурсы DSP очень незначительно, так что ими вполне можно пренебречь. Кстати, если воспользоваться вторым звуковым генератором, который отличается от первого только меньшими возможностями модуляции, то можно ощутимо снизить загрузку. То же самое касается и других модулей - практически всегда можно найти альтернативный вариант с меньшей загрузкой DSP.

Количество реально доступных голосов полифонии также определяется просто. У Micro Modular есть всего один DSP. Если пэтч загружает его меньше, чем на 25%, то будет доступно четыре голоса, если меньше, чем на 50%, то будет доступно два голоса, а если загрузка DSP превышает 50%, то будет доступен всего один голос полифонии. У нерасширенного Modular есть уже четыре DSP, которые способны объединяться для выполнения программы одного пэтча. То есть при загрузке одного DSP в районе 90-100%, в однотембральном режиме будет четыре голоса полифонии. В мультитембральном режиме в этом случае придется довольствоваться только одним голосом полифонии на каждую часть.

Группа входов и выходов
В этой группе (рис. 10) содержится 10 модулей как MIDI, так и аудио входов и выходов. Модули Keyboard и KbdPatch "снабжают" пэтчи управляющими MIDI сигналами и логическим Gate сигналом. Их отличие только в том, что Keyboard является полифоническим модулем, а KbdPatch генерирует сигналы только от последней взятой ноты. Модуль MIDI Global связывает пэтч с MIDI входом Modular и позволяет использовать сигналы MIDI Clock, MIDI Start и MIDI Continue. Модуль KeybSplit позволяет разделять клавиатуру на две части, а Note Detect реагирует на определенную ноту и передает дальше либо логический Gate сигнал, либо полученные значения скорости нажатия клавиши (Velocity) и скорости отпускания клавиши (Release Velocity).

Рисунок 10

Три модуля аудио выходов позволяют назначить сигнал либо на физические выходы Modular, либо направить сигнал в Common Voice Area. В последнем случае в общем поле обязательно нужно установить модуль PolyAreaIn. А модуль Audio In позволяет использовать в пэтче сигнал с линейного входа Modular.

Группа звуковых генераторов
Всего Nord Modular имеет 16 различных звуковых генераторов (рис. 11), однако большинство из них являются вариациями на одну и ту же тему. Базовым звуковым генератором является OscA, который может производить четыре формы волны: прямоугольную, пилообразную, треугольную и синусоиду. У него есть регуляторы грубой и точной настройки, регулятор Keyboard Tracking, позволяющий менять величину сдвига высоты тона в зависимости от взятых нот, и регулятор модуляции ширины импульса (Pulse With Modulation). Также есть четыре модуляционных входа с регуляторами уровня (два входа модуляции высоты тона, FMA - вход частотной модуляции, вход модуляции ширины импульса) и выход Slave сигнала. Звуковые генераторы B, C и MasterOsc отличаются от OscA меньшим количеством органов управления и меньшим количеством входов модуляции, но при этом гораздо меньше загружают DSP. А пять Slave звуковых генераторов производят по одной базовой форме волны, работают под управлением одного из главных генераторов и производят частоту, кратную основной (отношение частот задается в специальном окошке). Они загружают DSP еще меньше, чем любой Master звуковой генератор.

 
Рисунок 11  
   

Оставшиеся звуковые генераторы уже более интересны. SpectralOsc имеет встроенный обертоновый субгенератор и способен производить сигнал, насыщенный четными или нечетными гармониками. FormantOsc используется для генерации голосовых формант. OscSineBank - банк из шести Slave генераторов синусоидального сигнала. У каждого генератора настраивается отношение частоты к частоте основного генератора, уровень сигнала и уровень амплитудной модуляции (у каждого генератора есть соответствующий вход). OscSlvFM - Slave генератор для классического FM синтеза. Noise - генератор шума, имеет один регулятор, который меняет спектральный состав шума. PercOsc - перкуссионный генератор. И, наконец, Drum Synth - синтезатор ударных, который призван имитировать звук старых аналоговых драм-машин. Он имеет два генератора, генератор шума, мультирежимный фильтр, двухсегментную огибающую, а также 30 готовых пресетов.

Группа LFO
Как и в случае со звуковыми генераторами, большинство модулей этой группы (рис. 12) - вариации на тему одного и того же генератора низкой частоты, которые отличаются функциональными возможностями и, соответственно, загрузкой DSP. Самым развитым модулем группы является LFO A. Он может производить пять базовых форм волны: синусоидальную, треугольную, пилообразную, инверсную пилообразную и прямоугольную. Рядом с ручкой настройки частоты есть три кнопки переключения диапазонов: Hi - от 0,26 Гц до 392 Гц, Low - от 62,9 сек. (имеется в виду период колебаний) до 24,4 Гц и Sub - от 699 сек. до 5,46 сек. Также имеется регулятор фазы, регулятор KBT (Keyboard Tracking), устанавливающий уровень модуляции частоты в зависимости от высоты взятой ноты, вход модуляции с регулятором уровня и логический вход, обнуляющий генератор.

Рисунок 12

В этой же группе находятся ClkGen - генератор MIDI Clock, который позволяет выставлять темп в BPM, три генератора случайного сигнала, которые отличаются некоторыми деталями, и PatternGen, производящий управляющий сигнал на основе одного из 16384 паттернов (127 паттернов в 127 банках), причем длина каждого паттерна может настраиваться произвольно.

Группа огибающих
У Modular есть шесть модулей генераторов огибающих (рис. 13). Два модуля - это классические ADSR и AD генераторы. Еще два модуля - это ADSR и AHD (Attack - Hold - Decay) генераторы, у которых длительность каждого сегмента может модулироваться (для этого есть соответствующие входы). Multi-Env - это генератор мультисегментной произвольной огибающей. И, наконец, EnvFollower - модуль, который извлекает огибающую из поступающего на вход аудио сигнала.

Рисунок 13

Группа фильтров
Фильтры представлены следующими модулями (рис. 14): пропускающие фильтры высоких и низких частот (6 дБ/окт), статический и динамический (модулируемый) мультирежимные фильтры с резонансом (12 дБ/окт), динамический мультирежимный фильтр с переключаемой крутизной (12/24 дБ/окт) и двумя модуляционными входами, пропускающий динамический фильтр низкой частоты с переключаемой крутизной (12/18/24 дБ/окт). В эту же группу входят три эквалайзера: графический, полочный и параметрический средних частот. Также есть очень интересный модуль VocalFilter. Однако к обработке вокала он не имеет никакого отношения. Этот фильтр меняет спектральный состав поступающего сигнала таким образом, что создается ощущение пропевания гласных звуков. Надо отметить, что фильтр может модулироваться - при этом получается довольно странное звучание. И последний модуль этой группы - 16-полосный вокодер.

 
Рисунок 14  
   

Группа микшеров
В этой группе (рис. 15) сосредоточены различные смесители, кроссфейдеры, переключатели, выключатели, регуляторы панорамы и уровня, общим числом 13.

 
Рисунок 15  
   

Группа аудио обработки
Аудио обработка представлена 15 модулями (рис. 16). Среди них есть традиционные: линия задержки, хорус, фейзер, кольцевой модулятор, овердрайв, дисторшн (Clip), компрессор и экспандер. Но имеются и не совсем обычные модули.

 
Рисунок 16  
   

WaveWrapper работает подобно дисторшну - он тоже насыщает звук новыми гармониками, однако делает это по другому принципу. Модуль усиливает сигнал и ту часть, которая превышает 0 дБ, "свертывает внутрь", накладывая на основной сигнал. То есть происходит своеобразная частотная модуляция. В результате получается очень яркий и жесткий звук. Еще один исказитель сигнала называется Quantizer. Он понижает разрядность и таким образом может свести плавную синусоиду к ступенчатой зубчатой кривой. Также к исказителям относится Digitizer - модуль изменения частоты и разрядности семплирования для создания "низкокачественного" (LoFi) звука. Diode превращает биполярный сигнал в монополярный, отбрасывая любые значения сигнала ниже нуля. InvLevShift, во-первых, может переворачивать полярность сигнала, а во-вторых, способен превращать сигнал в положительный или отрицательный монополярный, сохраняя при этом его форму. Shaper меняет форму волны согласно пяти заданным функциям, в результате чего происходит гармоническое насыщение.

Несколько особняком стоит модуль под названием Sample&Hold. Он имеет два входа - для аудио сигнала и контрольный. В тот момент, когда контрольный сигнал переходит через 0, запоминается текущее мгновенное значение амплитуды аудио сигнала, которое и подается на выход. При повторном прохождении контрольного сигнала через 0 запоминается новое значение амплитуды, которое также подается на выход. То есть Sample&Hold фактически представляет собой управляемый контрольным сигналом генератор случайных значений. Обычно этот модуль применяется для зависимой ритмизированной модуляции.

Группа модулей контрольного сигнала
Десять модулей, входящих в эту группу (рис. 17), предназначены для различного воздействия на контрольные сигналы (к которым относятся и MIDI сигналы номера ноты или динамики). Constant производит контрольный сигнал указанного значения. Smooth сглаживает контрольный сигнал и может превратить прямоугольную волну в синусоиду. Portamento A и B обеспечивают плавное перетекание между двумя значениями контрольного сигнала. NoteScaler позволяет сдвигать значение контрольного сигнала на определенную величину, выраженную в полутонах (используется для изменения значения поступающих MIDI нот). NoteQuantizer притягивает значение контрольного сигнала к ближайшим значениям, выраженным в полутонах. KeyQuant - загоняет все взятые MIDI ноты в указанную тональность. PatialGen - генератор контрольного сигнала, который смещает звуковой генератор к одному из обертонов. ControlMixer - микшер контрольных сигналов. NoteVelScal - модуль, удерживающий значение динамики в определенном диапазоне.

 
Рисунок 17  
   

Группа логических модулей
Модули, входящие в эту группу (рис. 18), изменяют существующие логические сигналы или генерируют новые. PosEdgeDelay - линия задержки для фронтальной части логического сигнала (делает импульс уже). NegEdgeDelay - линия задержки для заднего края логического сигнала (делает импульс шире). Pulse - позволяет менять ширину импульса логического сигнала. LogicDelay - линия задержки для импульсов логического сигнала. LogicInv - инвертирует логический сигнал. LogicProc - логический процессор, который передает новый логический сигнал, когда любой или один из двух поступающих сигналов удовлетворяет определенным условиям. CompareLev генерирует новый логический сигнал, когда поступающий контрольный сигнал превышает определенный уровень. CompareAB генерирует логический сигнал, когда первый контрольный сигнал превышает по уровню второй контрольный сигнал. ClkDiv - Clock Divider - делитель частоты. ClkDivFix - делит поступающий Clock сигнал на три, выделяя восьмые ноты, восьмые триоли и шестнадцатые.

 
Рисунок 18  
   

Группа секвенсоров
В эту группу входят четыре секвенсора (рис. 19), отличающиеся друг от друга незначительно. Все они имеют режим закольцовывания, а также входы для логических сигналов темпа (Clock) и обнуления (Reset), и логические выходы для связи с другими модулями (Link). EventSeq предназначен для создания последовательности логических сигналов на двух раздельных выходах длительностью от 2 до 16 шагов. CtrlSeq позволяет создать последовательность контрольных сигналов длительностью от 2 до 16 шагов. NoteSeqA позволяет создавать произвольные последовательности интервалов от взятой на клавиатуре ноты. То есть этот секвенсор фактически представляет собой арпеджиатор с произвольным количеством шагов. У него есть одна особенность: при помощи графического интерфейса можно запрограммировать только первые 16 шагов. Если же хочется создать паттерн большей длительности, то надо нажать кнопку записи и наиграть нужную последовательность на клавиатуре. И, наконец, NoteSeqB делает то же самое, но имеет несколько другой интерфейс. У последних двух секвенсоров есть сквозные выходы Clock сигнала.

Рисунок 19

Впечатления

Модульные синтезаторы часто не любят из-за сложности управления. Действительно, инструмент, имеющий фиксированную структуру синтеза и большое количество готовых пэтчей в памяти, значительно проще, чем модульные монстры. С ним не надо особо напрягаться - вызвал один из пэтчей, повернул пару ручек и играй себе на здоровье. Но когда долго занимаешься электронной музыкой и программированием синтезаторов, то начинаешь чувствовать, что три классических генератора на голос плюс фильтр и пара-тройка модуляторов - это, вообще-то говоря, не очень много - бывают ситуации, когда хочешь чего-то большего. Вот здесь-то и приходят на помощь модульные системы, в которых можно поставить хоть десять генераторов в ряд и на каждый из них повесить по своему фильтру и генератору огибающей. А цель всех этих манипуляций на самом деле очень проста - свой собственный звук.

Nord Modular, как и прочие модульные синтезаторы, довольно сложен. Однако он намного проще большинства компьютерных программных синтезаторов - интерфейс Modular Editor очень хорошо продуман, и в нем нет ничего лишнего. Достаточно знать общие принципы работы синтезаторов, чтобы через полчаса общения с инструментом создать первый одногенераторный пэтч. Вся работа заключается в вытаскивании шести модулей в Poly Voice Area и соединении их входов и выходов красными кабелями. На этом этапе мне пришлось всего лишь раз заглянуть в руководство пользователя, чтобы узнать о необходимости подвода логического сигнала Gate к модулю генератора огибающей - иначе он не хотел запускаться.

Столь же просто создаются и более изощренные схемы синтеза - у программы Nord Modular Editor нет никаких отвлекающих элементов вроде декоративных деталей или хитроумных панелей управления, и все внимание пользователя сосредотачивается только на создании схем коммутации модулей. Кроме того, количество "подводных камней" практически сведено к нулю - для того, чтобы разобраться с принципом действия того или иного модуля, не надо долго копаться в руководстве, ведь регуляторы имеют простые и доступные названия и производят хорошо слышимые изменения в звуке. У меня вызвала затруднение только система логических соединений. Однако открыв несколько готовых пэтчей и посмотрев, как там устроены логические связи, я быстро понял, что к чему.

Звучит Nord Modular очень плотно, насыщенно и ярко. По моим ощущениям, из современных инструментов по плотности звучания с ним могут поспорить только Access Virus да Quasimidi Sirius. Однако первый проигрывает в басах - у Nord Modular басы звучат намного агрессивнее, а Sirius имеет слишком навязчивый "танцевальный" звук: когда на нем играешь, в голову не приходит ничего, кроме техно "стеков" и арпеджиаторных басовых линий. В этом смысле Modular - очень чуткий и музыкальный синтезатор, имеющий хорошую динамику и реагирующий на малейшие нюансы исполнения. Кстати, среди синтезаторов такая чуткость не так уж часто встречается. Например, мне очень нравится тембровый окрас пэтчей Korg Triton, однако играть на нем я просто не могу - слишком он ровный и "правильный", в результате чего играются лишь гармонические схемы, напрочь лишенные характера. А на Nord Modular даже одинаковые партии, сыгранные несколько раз, заметно отличаются друг от друга. То есть Modular ведет себя как нормальный музыкальный инструмент, а не как "коробка с кнопками", и на нем можно исполнять как соло в лирических балладах на фоне акустической гитары (вроде композиции From The Beginning группы Emerson, Lake & Palmer), так и злобные секвенции в современных хардкоровых композициях.

Есть у Modular еще одна замечательная особенность: у него ярко и естественно звучат даже пэтчи, в которых используется только один генератор на голос, и нет никакого искусственного уплотнения звука типа традиционной расстройки генераторов или использования хоруса. Возможно, что дело здесь во внутренней частоте дискретизации 96 кГц и соответствующих цифро-аналоговых преобразователях.

Рассказывать о готовых пэтчах для Nord Modular занятие неблагодарное - уж очень их много. Однако с сайта Clavia можно скачать 3000 готовых пэтчей, разложенных по категориям - басы, пэды, секвенции и т. д. Послушав случайным образом десятка по три пэтчей из каждой категории, можно вполне составить представление об инструменте. Именно так я и поступил - на большее меня просто не хватило (если слушать все пэтчи подряд, можно просидеть за Modular и несколько месяцев).

Итак, басы вызвали у меня большое уважение. Как уже говорилось, звучат они очень плотно, насыщенно и агрессивно. Из всех известных мне современных "псевдоаналоговых" синтезаторов, пожалуй, только Nord Modular (и Nord Lead, разумеется) ближе всех подобрался к звуку аналоговых синтезаторов - остальные инструменты страдают некоторой вялостью в нижней части диапазона. Еще одна отличительная особенность синтезатора - басовые партии можно спокойно играть интервалами и аккордами, и все при этом звучит абсолютно разборчиво (попробуйте, например, взять Ля минор в басах какого-нибудь Ensoniq TS 12 - получится каша кашей). Есть, кстати, среди басовых пэтчей и несколько имитаторов акустических инструментов, но они, конечно, не могут соперничать с семплерными - скорее, эти пэтчи интересны в теоретическом плане.

Солирующие звуки, как и басы, отличаются очень "резвым" характером, особенно те, которые сделаны на основе пилообразных волн. Они легко пробивают аранжировки любой плотности. А "синусоидальные" звуки отличаются даже некоторой лиричностью. Хотя, на мой взгляд, самым лиричным "псевдоаналоговым" синтезатором является Novation Nova: минорные соло, сыгранные на нем, особенно тоскливы - здесь Modular проигрывает.

Органы на Modular очень красиво и тепло звучат в средней части частотного диапазона. В басах они несколько теряют теплоту, а наверху становятся резковаты. Среди органов мне не понравились только имитаторы Hammond B 3 - звук какой-то зажатый. А вот органы типа того, что звучит в песне Doors "Alabama Song", очень даже приличны. Пэды Modular имеют самое разное звучание - от классических FM подкладов до "сложносочиненных" ритмизированных секвенций. Все они очень хорошо наполняют стерео пространство, а некоторые просто до боли напоминают подклады Pink Floyd и Jean Michel Jarre. Кстати, именно на подкладах проявляются лучшие стороны фильтров Modular - они позволяют получить почти аналоговый дрожащий "присвист" без какой-либо дискретности и хрипов. А электропиано имеют очень хорошую динамику и довольно разнообразную окраску. Между прочим, многие пэтчи имитируют электропиано из Yamaha DX 7 и делают это очень даже неплохо.

Синтетические пэтчи и спецэффекты весьма разнообразны. Здесь можно встретить и звуки из фильма "Отроки во вселенной", и звуки из фильма "Матрица". Их объединяет только обертональная насыщенность и яркость звучания. Маловато, пожалуй, только тоскливых, плачущих звуков - то ли люди, использующие Modular в работе, имеют агрессивный характер, то ли красный цвет корпуса синтезатора настраивает на определенный лад...

Очень мне понравились секвенции Modular. И дело не в каких-то особых рисунках. Просто четыре модуля секвенсоров позволяют создавать не только последовательности нот, но и последовательности работы фильтров, генераторов огибающей или модуляции ширины импульса звуковых генераторов. И программисты вовсю пользуются этими возможностями. В результате получаются очень странные, весьма свежо звучащие рисунки. Я прямо-таки влюбился в эти секвенсоры - именно они делают звучание Modular абсолютно непохожим на другие синтезаторы.

Не понравились мне в Modular только две вещи - ударные и пэтчи обработки внешнего аудио сигнала. Барабаны получаются очень вялыми, тоненькими и совершенно не похожими на ударные классических аналоговых драм-машинок. Впрочем, это общая беда всех "псевдоаналоговых" синтезаторов. Единственное исключение из этого правила - Quasimidi Sirius, но он работает по принципу воспроизведения семплов, поэтому не может рассматриваться на равных с "математическими" синтезаторами. А аудиообработка из Modular может понадобиться только в случае отсутствия прочих процессоров эффектов. Вокодер же не произвел на меня особого впечатления - я слышал цифровые вокодеры и получше.

Теперь несколько слов о Micro Modular. По звуку он абсолютно ничем не отличается от Modular, так что все, что было сказано выше, относится и к нему. Однако не стоит обольщаться на счет заявленной максимальной полифонии в четыре голоса - подавляющее большинство пэтчей в Micro Modular работают в одноголосом режиме. Его нельзя, например, полноценно использовать в качестве органа или электропиано. На мой взгляд, Micro Modular имеет смысл только в качестве басового и солирующего инструмента, а также в качестве источника секвенций. На большее он не способен. Но зато в этих довольно узких рамках он работает просто изумительно.

Заключение

Итак, проведя некоторое время в обществе Nord Modular и Micro Modular, я составил о них следующее мнение. Modular - это отличный студийный инструмент: при желании из него можно выкрутить все, что угодно, но наличие огромного количества готовых пэтчей позволяет работать очень быстро и эффективно. Несмотря на "студийность", и Modular, и Micro Modular можно спокойно использовать на концертах без всякого компьютера, ведь программа управления требуется только в момент редактирования пэтчей. Правда, Modular имеет невысокую реальную полифонию, так что его вряд ли можно использовать в мультитембральном режиме - на разные части просто не хватит голосов. Но в студии эта проблема решается элементарно - готовые партии просто записываются как аудио, и все... Хотя, если есть деньги, лучше поставить в синтезатор плату расширения, увеличивающую минимальную полифонию до восьми голосов.

Nord Micro Modular я могу порекомендовать всем любителям хорошего синтезаторного звука, которые не могут себе позволить потратить кучу денег на более дорогие инструменты. Правда, придется мириться со многими неудобствами и страдать от невозможности поиграть на хорошем органе сразу несколькими пальцами. Но эти недостатки с лихвой окупаются настоящим "взрослым" звуком. Только в качестве единственного инструмента я бы покупать Micro Modular не стал - к нему в пару обязательно требуется какой-нибудь приличный универсальный синтезатор или семплер.

Clavia Nord Modular 1844$
Clavia Nord Modular Rack 1613$
Clavia Nord Micro Modular 688$
Аваллон

  Оценка статьи

Посещений: 13002 | Проголосовавших: 48 | Средняя оценка: 2.0

   

  Комментарии

20.09.08 10:46
LSDance
Если твой стиль DarkTrance, бери не раздумывая, а лучше даже Clavia Nord Modular G2!!!!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА