Начало
 
 


Синтезаторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Quasimidi Sirius

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1999

Вот уже больше десяти лет прошло с тех пор, как последний "подпольный" рэйв был разогнан британской полицией. Молодая танцевальная субкультура была выпущена на экраны телевизоров и большие площадки, а Prodigy стали миллионерами и играют вместе с Rolling Stones. Даже Мадонна лихо отплясывает под ультранизкие басы Уильяма Орбита и делает вид, что ей семнадцать. Но уже поздно - рэйв умер, как в свое время умерли движения хиппи и панков, а Prodigy уже занимают свое место на полках аудиофилов рядом с Jeferson Airplane и Sex Pistols.

Рэйв-то умер, но вместо него пришла мода на брейк-бит, ремиксы и прочие танцевальные "штучки", которые сейчас не использует только ленивый. Производители музыкальных инструментов, разумеется, не могли пройти мимо такого поворота событий. Но им потребовалось почти десять лет для того, чтобы взять под контроль "революционную ситуацию" и выпустить устройства, способные конкурировать с собственными разработками двадцатилетней давности. Тот же самый Roland только три года назад выпустил MC 303, что несколько снизило цены на TB 303, TR 808 и 909. А полноценные танцевальные "рабочие станции" типа Roland MC 505, JX 305 или Yamaha RM 1x стали достоянием общественности фактически только год назад. И рынок еще очень далек от состояния насыщения подобными устройствами.

Немецкая фирма Quasimidi оказалась способной реагировать на настроения музыкантов куда быстрее, чем почивающие на лаврах "монстры". Еще в 1994 году она выпустила звуковой модуль Quasar, который очень быстро привлек внимание модных парней своей танцевальной направленностью. За ним последовал клавишный Raven - замечательная "самоиграйка" для создателей техно и хаус музыки (этот синтезатор использует Scooter, например). И одновременно с Roland MC 303 был выпущен Rave-o-Lution 309 - имитатор классических дэнс-машин, который отобрал у самурайского детища изрядную долю рынка, благодаря отличному звуку и очень удобной системе управления.

А в середине 1998 года, в ответ на Roland MC 505 и JX 305, фирма Quasimidi выпустила Sirius - рабочую станцию для создания современной танцевальной музыки. Помимо звукового модуля с управлением в реальном времени и паттерного секвенсора, в новинке имеется вокодер и Beat Recognition System - система распознавания ритма, которая позволяет синхронизировать секвенсор с обычными CD плеерами или проигрывателями винила для создания всевозможных ремиксов или работы вживую. И, несмотря на то, что с момента выпуска прошло уже довольно много времени, Sirius по-прежнему выглядит очень свежо и актуально по сравнению со своими конкурентами. Между прочим, его оценили Klaus Schulze и Kraftwerk...

Космический дэнс-глайдер
В Германии живут в основном романтики - это точно. Даже такие далекие от искусства люди, как промышленники и предприниматели, умудряются давать своим изделиям названия, в которых так и сквозит ветер неведомого: тут вам и "пассат", и "пульсар" с "пульсом"... Sirius же - это явный отголосок старых добрых семидесятых со всеми их полетами на луну, "яйцеголовыми" и "Космической одиссеей" Стэнли Кубрика. Знаете, лично мне почему-то гораздо приятнее иметь дело с такими "романтическими" инструментами, чем со всякими там "тэ-бэ", "тэ-эр" или "эм-си". Может я тоже в глубине души романтик?

Но - лирику в сторону. Sirius имеет 49-клавишную динамическую клавиатуру без послекасания. Также в наличии программируемое колесо модуляции и колесо высоты тона. На верхней панели находятся 22 регулятора и 70 подсвеченных кнопок для управления в реальном времени. Жидкокристаллический дисплей с подсветкой не очень велик - всего две строки по 16 символов. В комплект поставки входит и микрофон на специальном гибком кронштейне - он устанавливается в гнездо на верхней панели. Нужен он исключительно для работы с вокодером. Также на верхней панели находится выход на наушники.

 
  Quasimidi Sirius  
   

На задней панели синтезатора есть два выхода на джеках, MIDI разъемы (In, Out, Thru), вход для педального переключателя, гнездо питания (10,5 В, адаптер прилагается), выключатель, два входа для работы с вокодером или системой распознавания темпа и регулятор чувствительности микрофонного входа.

Sirius работает по принципу воспроизведения семплов. Но так как структура синтеза имитирует старые аналоговые синтезаторы, фирма Quasimidi предпочитает называть такой метод синтеза "субтрактивным" (в принципе, любой аналоговый или цифровой синтезатор классической архитектуры является субтрактивным, так что никакого противоречия здесь нет). Инструмент имеет полифонию 28 голосов и мультитембральность 7 частей. В его памяти находятся 125 волновых форм мелодических инструментов и 256 волновых форм ударных. Из них составлено 672 пэтча (из них 288 - мелодические инструменты, а остальное - ударные). Также в памяти есть место для 480 пользовательских пэтчей. Секвенсор имеет семь дорожек (четыре из них для ударных), 142 пресетных и 100 пользовательских паттернов, 16 песен.

Инструмент предназначен для создания музыки в стилях хаус, техно, транс, drum&bass и прочих "эйсидах". Поэтому здесь вы не найдете ни одного имитатора живого акустического инструмента, за исключением "примоченной" электрогитары (да и то она всего одна на все 288 мелодических пэтчей). Звучит Sirius очень плотно и насыщенно, но при этом отдельные инструменты не слипаются "в кашу" в плотных аранжировках, как это частенько происходит у Roland MC 505 и JX 305. Sirius все-таки европейский инструмент и он работает более "аналогово", чем довольно резкие "японцы". Кстати, во время тестирования рядом с Sirius у меня стоял Roland JX 305 и его имитаторы TB 303 очень хорошо "прорезали" плотные бас-линии и обволакивающие подклады немецкой дэнс-машины, внося в звук некую интригу. Так что вместе они представляют очень неплохую пару для работы в любых танцевальных стилях.

Синтез звука
Структура синтеза Sirius достаточно традиционна (рис. 1). Звуковой генератор (осциллятор) воспроизводит семплы, находящиеся в памяти. Его можно модулировать при помощи генератора огибающей типа AD (Attack, Decay). Затем сигнал поступает в резонансный фильтр с огибающей (Voltage Control Filter - VCF). У последнего может переключаться тип - пропускающий низких частот (Low Pass) и пропускающий высоких частот (High Pass), а если выбран Low Pass, то может переключаться и крутизна среза - 12 и 24 дБ/октава (High Pass фильтр имеет фиксированную крутизну 12 дБ/октава). Огибающая фильтра уже четырехступенчатая, типа ADSR (Attack, Decay, Sustain, Release). После этого сигнал оказывается в усилителе (Voltage Control Amplifier - VCA). У него также есть огибающая типа ADSR. Звуковой генератор, фильтр и усилитель поддаются модуляции при помощи единственного генератора низкой частоты (LFO). Причем одним LFO вы можете модулировать сразу все три перечисленных элемента (для них индивидуально устанавливается глубина модуляции). Генератор низкой частоты способен производить шесть форм волны: синусоидальную, пилообразную, инверсную пилообразную, прямоугольную, треугольную и случайную.

Рис. 1

Для управления синтезом в реальном времени на панели синтезатора предусмотрены четыре секции, с регуляторами и кнопками (рис. 2). В каждой из них есть специальный регулятор выбора макрокоманды - очень удобное изобретение фирмы Quasimidi. С помощью этой ручки вы можете быстро выполнить наиболее важные операции редактирования того или иного элемента синтеза. Например, с помощью Wave-Macro в секции Oscillator производится быстрый выбор семпла. VCF-EG Macro и VCA-EG Macro в секциях фильтра и усилителя позволяют быстро установить один из пяти готовых пресетов огибающей, а MOD-Macro в секции Modulator меняет коммутацию LFO и позволяет выбрать одну из форм волны генератора низкой частоты.

 
Рис. 2
   

В секции звукового генератора (Oscillator) помимо регулятора макрокоманды находятся еще три ручки. Первая - Glide - меняет время портаменто, Detune позволяет производить расстройку семпла в пределах двух октав, а Filter Overdrive устанавливает уровень перегруза фильтра. Кнопки Octave Down и Octave Up сдвигают высоту тона семпла сразу на октаву вверх или вниз. Кстати, у Sirius нет отдельных кнопок сдвига октав на клавиатуре, поэтому для того, чтобы поиграть в басовом регистре, приходится пользоваться соответствующими кнопками в секции звукового генератора.

В секции фильтра с помощью кнопок можно выбрать тип и крутизну фильтра, а также включить функцию Key-tracking, которая ставит частоту среза фильтра в зависимость от высоты взятой ноты, или функцию VCF-Dynamic, которая привязывает частоту среза к динамике взятых нот. Регуляторы управления фильтром традиционны - частота среза (Cutoff), резонанс (Q-factor) и глубина воздействия огибающей (Env.-Mod). В секции усилителя помимо регулятора макрокоманды находится всего одна ручка - VCA Level, которая позволяет выставить уровень, и две кнопки - VCA-Dyn, включающая режим привязки уровня к динамике ноты, и Release, которая увеличивает значение затухания огибающей на 64 единицы. А в секции Modulator с помощью отдельных регуляторов можно выставить частоту LFO (Mod-Rate) и глубину модуляции (Mod-Depth).

Более глубокое управление синтезом возможно из меню в 33 страницы, на которых собраны все возможные параметры, поддающиеся редактированию. Но на самом деле, лезть сюда имеет смысл только для точной установки параметров огибающих, для одновременной привязки LFO к звуковому генератору, фильтру и усилителю, для настройки колеса сдвига высоты тона и педали, и для включения одноголосого режима клавиатуры. Все остальные параметры "рулятся" с панели синтезатора в реальном времени.

Пресетные мелодические инструменты, которые поддаются дальнейшему редактированию, хранятся в одном из трех банков: A, B и C (по 96 пэтчей). Каждый из банков разбит на шесть категорий (по 16 инструментов): басовые звуки, "грязные" басы (dirty bass), пэды, отрывистые звуки (plucked sounds), солирующие инструменты и эффекты. Доступ к категориям производится с помощью кнопок секции Categories (рис. 3), а отдельные инструменты выбираются одной из 16 многофункциональных номерных кнопок, которые находятся над клавиатурой. Кроме этого, есть по одному банку бочек, малых барабанов и хетов, и банк полифонической перкуссии (в этом банке находятся 20 ударных установок). Ударные разбиты на следующие категории: натуральные, "грязные" натуральные, электронные барабаны, имитаторы TR 909, TR 808 и ударные эффекты. Запись результатов экспериментов возможна в один из 96 мелодических, 96 перкуссионных или один из 288 пользовательских пэтчей одиночных ударных.

Рис. 3

В целом, структура синтеза Sirius гораздо проще, чем у конкурирующих с ним Roland MC 505 и JX 305 (у них пэтч составляется из четырех слоев, каждый из которых имеет звуковой генератор, фильтр, усилитель, два LFO и три генератора огибающих). Но за счет того, что в Sirius используются изначально качественные стерео семплы (у Roland все семплы только моно и они достаточно сильно сжаты), в нем нет особой нужды подолгу "наруливать" звуки, добиваясь необходимой плотности при помощи всяческих расстроек генераторов и прочих "фокусов". Хотя, конечно, продукция Roland дает больший простор для экспериментов.

Секвенсор
Как уже говорилось, секвенсор Sirius имеет семь дорожек: бочки, малого барабана, хета, перкуссии, и три синтезаторных. Паттерны имеют не совсем обычную структуру: каждая дорожка состоит из так называемых "мотивов" (motif). Последние могут иметь произвольную длительность в пределах 1-8 тактов, причем, если "мотив" одной дорожки короче "мотива" другой, то он начинает автоматически повторяться в кольце. Сам паттерн имеет длительность самого большого "мотива", записанного на одной из дорожек. Такая организация паттерна позволяет не тратить лишнее время на программирование повторяющихся ритмических рисунков: забили такт ударных и баса, а после этого играем на восемь тактов соло - и никаких проблем.

Запись паттерна в реальном времени выглядит довольно просто. Нажимаем соответствующую кнопку в секции секвенсора, в появившемся на дисплее меню выбираем дорожку, присваиваем ей один из пользовательских "мотивов" (их всего 100) и указываем его длительность. Далее выбирается режим записи (перезапись/наложение), режим работы метронома (только отсчет затакта/всегда включен) и инструмент, которым собираемся играть. Повторное нажатие кнопки Record включает запись. По ее окончании можно применить к сыгранной партии простую квантизацию. Также доступна и функция Groove, которая немного меняет акцентирование нот и ритмическую сетку для придания партии "шаффлообразности". Указываем только силу воздействия шаблона на партию (шаблон есть только один). Остальные дорожки записываются точно также, причем номер "мотива" можно указывать тот же самый - "мотивы", как и паттерны, имеют семь независимых каналов, на каждом из которых может быть записана фраза произвольной длительности в пределах восьми тактов.

Все удобство системы "мотивов" проявляется, когда нужно быстро собрать партию барабанов из готовых шаблонов. Например, набросав партию баса на одну из синтезаторных дорожек, переключаемся на дорожку бочки и начинаем перебирать пресетные (их 142) и уже записанные пользовательские "мотивы". Причем, когда указываем любой из них, то у нас звучит только партии баса и бочки, даже если в указанном "мотиве" записаны другие инструменты. После выбора ритмического рисунка бочки, переключаемся на дорожку малого барабана и точно также начинаем перебирать "мотивы" с целью нахождения оптимального ритмического рисунка (какой бы вы "мотив" на дорожке малого барабана не выбрали, рисунок и звук бочки не меняется). Таким образом партия ударных собирается из отдельных ритмических рисунков бочки, малого барабана, хета и перкуссии очень быстро и удобно. Причем, результаты бывают довольно неожиданными...

Пошаговая запись партий ударных также производится быстро и удобно. При запуске этого режима 16 многофункциональных кнопок, расположенных над клавиатурой по умолчанию начинают символизировать шестнадцатые ноты. Нажатие на соответствующую кнопку включает ее подсветку, а в указанном месте такта начинает звучать выбранный барабан. То есть, мы видим всю ритмическую сетку. Переключаемся на другую дорожку ударных - кнопки начинают показывать ее ритмическую фактуру. На дорожках хета и перкуссии перед "забивкой" ритмической партии сначала нужно нажать клавишу на клавиатуре, соответствующую нужному инструменту (на дорожке хета это его открытое и закрытое состояния).

Можно изменить разрешение секвенсора и присвоить многофункциональным кнопкам любую длительность - от 1/8 до 1/32 такта. Кроме этого, можно выбрать один из четырех акцентов, который, правда, присваивается сразу всем нотам ритмической дорожки (разнообразить акцентирование можно только при помощи функции Groove). Есть и еще одна приятная мелочь: если на любой дорожке ударных выбрать пресетный "мотив", то при включении режима пошаговой записи его ритмическая фактура будет выведена "на кнопки". Если есть желание модернизировать рисунок, то замена пресетного "мотива" на пользовательский произойдет автоматически и совершенно незаметно.

Пошаговое программирование партий синтезаторов производится традиционно для паттерновых секвенсоров: на дисплей выводится информация о номере шага, номере взятой ноты и ее динамике. Если установить один из шагов и взять ноту на клавиатуре, то она записывается в искомое место. Повторное нажатие - нота стирается. У каждой ноты можно выставить один из четырех акцентов (соответствующих значениям динамики 127, 96, 64 и 32), и одно из четырех значений длительности (последнее из которых соответствует глайду - плавному переходу в следующую ноту).

Помимо нот в паттерне сохраняются все MIDI сообщения, производимые регуляторами на верхней панели синтезатора, в том числе и положение всех регуляторов микшера (рис. 4). Последние могут устанавливать уровень и панораму дорожки, и уровень посылов на эффекты, в зависимости от нажатых кнопок назначения. Параметры заглушения дорожек в паттернах не сохраняются. Зато можно запомнить параметры назначения дорожки: с помощью специальной кнопки в секции микшера вы можете направить MIDI сообщения либо на внутренний звуковой модуль, либо на MIDI выход, либо в оба места сразу.

 
Рис. 4  
   

Песни программируются также очень просто: для каждого шага указывается один из паттернов и параметры его транспонирования. А специально для живых выступлений в каждой песне можно назначить на первые восемь многофункциональных кнопок восемь произвольных паттернов. Еще четыре кнопки могут быть назначены на паттерны со сбивками. Оставшиеся четыре кнопки назначаются на один из "мотивов" любого пользовательского или пресетного паттерна. Причем, для их воспроизведения используется дополнительный канал секвенсора под названием Special Loop Track (во время записи он используется под метроном). Уровень этого канала устанавливается в мастер-секции соответствующим регулятором.

Вокодер
Наличие встроенного вокодера фирма Quasimidi считает одним из самых главных достоинств своего синтезатора. В руководстве пользователя на эту тему даже приводится цитата из журнала "Elector" за 1979 год, в которой автор с пафосом говорит, что через несколько лет клавишные инструменты будут иметь вокодерный переключатель (Vocoder-switch). Далее руководство сообщает, что в Sirius эти предсказания стали реальностью, и вообще вокодер - это круто...

В отличие от большинства подобных "примочек", интегрированных в синтезаторы других производителей, вокодер Sirius имеет очень гибкую систему настройки, и в качестве модулируемых могут выступать не только инструменты со встроенного звукового модуля, но и любые внешние источники сигнала. А управляющим может быть не только голос человека, снятый микрофоном, но и опять-таки - любой другой источник. Для этого у вокодера предусмотрено два входа: Carrier и Analyse. Первый предназначен для подключения модулируемого сигнала и его можно соединить либо со звуковым модулем Sirius, либо с входом на задней панели инструмента. К входу модулятора (Analyse) можно подключить либо микрофон, либо линейный вход синтезатора, либо выход звукового модуля Sirius (рис. 5). Коммутация, разумеется, производится при помощи меню и кнопок верхней панели.

Рис. 5

Самые главные органы управления вокодером находятся в соответствующей секции на верхней панели синтезатора (рис. 6). Единственный регулятор устанавливает уровень вокодера в миксе, а при нажатых кнопках Panorama и FX1/FX2 в секции микшера - панораму и уровень посыла на эффекты, соответственно. Кнопка под ним активизирует эффект. Остальные четыре кнопки позволяют быстро произвести коммутацию: нажатие Analyse активизирует соответствующий вход на задней панели синтезатора; нажатие Analyse одновременно с кнопкой выбора дорожки в секции микшера соединяет выход дорожки с соответствующим входом вокодера; нажатие кнопки Carrier с кнопкой выбора дорожки позволяет применять эффект к синтезаторному звуку, воспроизводимому с клавиатуры или с секвенсора. Кнопка Carrier-ext. активизирует внешний вход, а Micro - микрофон.

Рис. 6

Для быстрого начала работы с вокодером разработчики предусмотрели 16 готовых пресетов, которые выбираются одновременным нажатием кнопки Vocoder и одной из многофункциональных кнопок. Первые шесть пресетов предназначены для обработки вокала: здесь есть классический Robot Voc или более мягкие String и Choir Voc. Еще два пресета - универсальные, которые можно применять для любых источников, подключенных к входу Analyse. Еще четыре пресета написаны специально для обработки ударных, один - для пэдов, и еще два работают как девятиполосные эквалайзеры, которыми можно обрабатывать любой поступающий на Analyse вход сигнал.

Более полное редактирование параметров вокодера возможно через меню. У него 29 страниц, с помощью которых можно реализовать все возможности коммутации, настроить уровень и панораму всех 11 полос эффекта, или поменять параметры пропускающих фильтров низких и высоких частот. Все параметры настройки вокодера сохраняются в песне.

Прочие возможности
К "прочим возможностям" в первую очередь относится система распознавания темпа, которая носит гордое название Beat Recognition System. Суть ее использования проста: подключаем CD плеер или проигрыватель винила к одному из двух входов Sirius, нажимаем кнопку Sync. Extern в мастер-секции синтезатора, запускаем пластинку и ждем - через несколько мгновений Sirius настроит темп секвенсора совершенно синхронно с внешним источником. Понятно, что для создания ремиксов эта функция весьма полезна.

Арпеджиатор Sirius имеет 16 полностью редактируемых пресетов. Мы можем менять как традиционные параметры типа Hold или Resolution, или шаблоны движения (Motion), так и полностью перепрограммировать ритмические рисунки. Для активизации арпеджиатора на панели управления синтезатором есть специальная кнопка. Пресеты меняются путем одновременного нажатия этой и одной из многофункциональных кнопок.

Два процессора эффектов синтезатора могут работать только в посыле/возврате. Первый из них способен производить реверберацию (Room, Metallic - короткая реверберация с сильным металлическим оттенком, Chamber, Hall, Cathedral, Plate) и задержку (простую и с панорамированием задержанного сигнала). Второй процессор может производить такие эффекты как хорус (пять типов), фленджер и две задержки (короткую и панорамную). Набор параметров редактирования - минимальный, например у ревербератора меняется только уровень и время затухания.

В системном меню сосредоточены глобальные настройки синтезатора. Здесь можно задать величину сдвига клавиатуры (Transpose), величину точной настройки (Tune), разорвать связь клавиатуры с модулем, установить источник синхронизации секвенсора, настроить опции приема и передачи MIDI сообщений и многое другое.

Наблюдения и впечатления
Лично мне звук Sirius понравился. Особенно приятное впечатление произвели ударные, пэды и солирующие звуки. По сравнению с прямым конкурентом - Roland JX 305, - у Sirius барабаны звучат более массивно и плотно. Бочки имеют хороший низ, а хеты достаточно разнообразны - от почти "живых", до подчеркнуто электронных. Пэды имеют очень "вязкий" характер и хорошо заполняют акустическое пространство. Солирующие инструменты достаточно агрессивны, но имеют более "человеческий" характер по сравнению с резкими (порой до отвращения) солирующими звуками Roland JX 305. Хотя для тяжелого индустриального звучания я все-таки предпочел бы Roland - он отлично пробивает перегруженные гитары. Соло звуки Sirius все-таки немного маскируются жесткими подкладами гитар (особенно записанными в double track). Фильтры Sirius также работают более мягко, чем у Roland (гадкие цифровые хрипы из них выкрутить сложнее), кроме этого у них отсутствует слышимая дискретность работы при больших значениях резонанса. Также вполне пристойное впечатление произвел вокодер - он очень гибок и неплохо звучит, но, например, вокодер Novation Nova работает лучше.

В бурный восторг я пришел от секвенсора. Конечно, он намного проще чем большинство секвенсоров на синтезаторах такого класса. Но удобство работы с "мотивами" меня просто поразило - аккомпанемент ударных создается за считанные минуты, даже если часть дорожек программировать пошагово. Кроме этого, хитрые немцы выделили под ударные целых четыре дорожки, которых мне так не хватает в JX 305. Вообще, достоинством Sirius является удивительная простота управления, при достаточно приличных функциональных возможностях.

Не понравились мне в инструменте, пожалуй, только процессоры эффектов - звук у них вполне приемлем для устройства такого класса, но я привык к большему количеству параметров редактирования (от процессоров JX 305 и MC 505 я тоже, кстати, совсем не в восторге). Также есть еще один недостаток: микрофон, который входит в комплект поставки, помимо голоса благополучно снимает и корпус синтезатора - любые прикосновения к клавишам и регуляторам мгновенно превращаются в завывания вокодера. Поэтому для работы лучше использовать нормальный микрофон на независимом подвесе.

Достоинства: хороший, легко узнаваемый звук, простота управления, отлично продуманный секвенсор.

Недостатки: малое количество параметров редактирования процессоров эффектов, микрофон при работе с вокодером ловит любые прикосновения к корпусу синтезатора.

Quasimidi Sirius 1490$
Бинар

  Оценка статьи

Посещений: 9134 | Проголосовавших: 11 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии

24.03.09 23:41

Отличная статья! Спасибо.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА